Чемпионат мира по «Dota 2»
Чемпиона́т ми́ра по «Dota 2» (англ. The International), ежегодный международный турнир по компьютерной игре «Dota 2». Проводится под эгидой Valve – компании, которая занимается разработкой игры.
История чемпионата
Первый турнир The International проходил 17–21 августа 2011 г. в Кёльне (Германия) в рамках игровой конференции Gamescom. На тот момент ещё не было релиза самой «Dota 2» – доступ к игре получили киберспортсмены, ранее выступавшие в чемпионате по 1-й «DotA» (2003). Компания Valve использовала чемпионат в качестве презентации и промокампании игры. Призовой фонд первенства составил рекордные на то время для индустрии киберспорта 1,6 млн долл. В первом турнире приняли участие 16 команд со всего мира, которые были приглашены организаторами. Игроки получили доступ к «Dota 2» за месяц до начала The International. Первый чемпионат, как и все последующие, проходил по системе Double Elimination, в рамках которой стадия плей-офф делится на 2 сетки – верхнюю и нижнюю. В верхнюю попадают лучшие команды группового этапа – их путь до финала короче, при этом в случае поражения они не выбывают из турнира, а опускаются в нижнюю сетку. Коллективам из нижней сетки необходимо провести больше поединков, чтобы добраться до финала, при этом любое поражение означает выбывание из турнира.
Победителем 1-го The International стала команда NAVI (Natus Vincere) из СНГ. В её состав входили трое украинцев – Даниил Dendi Ишутин, Александр ХВОСТ Дашкевич и Иван ArtStyle Антонов, россиянин Дмитрий LighTofHeaveN Куприянов и эстонец Климент Puppey Иванов. В финале NAVI со счётом 3:1 обыграли китайскую команду EHOME – победа на чемпионате принесла составу из СНГ 1 млн долл.
В 2012 г. The International провели в Сиэтле (США). В этом же месте прошли последующие 5 чемпионатов серии. 2-й The International стал самостоятельным мероприятием и не был привязан к сторонним событиям. Турнир проходил в концертном зале «Бенаройя-холл» 26 августа – 2 сентября. Все чемпионаты серии The International, за исключением 10-го, проходили в конце лета.
В 2018 г. The International провели в Ванкувере на «Роджерс Арене» – домашнем стадионе канадской хоккейной команды «Ванкувер Кэнакс». В 2019 г. The International впервые прошёл в Китае. Турнир был организован на крытом стадионе «Мерседес-Бенц Арена» в Шанхае. В 2020 г. The International должен был состояться на «Авичи-Арене» в Стокгольме (Швеция), однако из-за пандемии COVID-19 турнир был перенесён на год.
В 2021 г., незадолго до старта чемпионата, The International пришлось перенести в Бухарест (Румыния). Перенос мероприятия был связан с тем, что разработчикам «Dota 2» не удалось договориться со шведской спортивной федерацией о присвоении киберспортивному турниру статуса элитного мероприятия, без которого участники не могли рассчитывать на упрощённый процесс получения виз. В результате The International 2021 г. прошёл на национальном футбольном стадионе Румынии. Впервые в истории турнира на мероприятии отсутствовали зрители. Изначально организаторы обещали провести турнир со зрителями и даже открыли продажу билетов, но из-за ухудшения эпидемиологической ситуации в Румынии от этой идеи пришлось отказаться. The International 2021 г. стал первым чемпионатом в серии, где организацией занималась не сама компания Valve, а сторонний подрядчик – румынская компания PGL, специализирующаяся на подготовке киберспортивных турниров.
Незадолго до 3-го The International состоялся полноценный релиз «Dota 2», которая на протяжении 2 лет оставалась в статусе бета-теста. После этого разработчики ввели новую модель монетизации игры, которая способствовала формированию призового фонда. В «Dota 2» был выпущен интерактивный компендиум, который содержал информацию о турнире, а также ряд активностей для пользователей, как, например, фэнтези-лига. 25 % от стоимости покупки компендиума перечислялись в призовой фонд The International в дополнение к стандартной сумме в 1,6 млн долл. от самих разработчиков. Благодаря этому в 2013 г. на турнире разыгрывались 2,87 млн долл.
На каждом последующем турнире разработчики расширяли функционал компендиума и способы его монетизации. Помимо фактической покупки компендиума, пользователям предложили увеличивать его уровни, за которые им открывались внутриигровые награды и предметы. 25 % от стоимости любых покупок, связанных с компендиумом, отправлялись в призовой фонд. В результате в 2014 г. призовой фонд вырос до 10,9 млн долл., в 2015 г. составил 18,4 млн долл., в 2016 г. – 20,7 млн долл., в 2017 г. – 24,7 млн долл., в 2018 г. – 25,5 млн долл., в 2019 г. – 34,3 млн долл., а в 2021 г. – 40 млн долл.
Создание экосистемы и формат
Начиная с The International 2014 г. разработчики «Dota 2» начали развивать систему региональных отборочных турниров. Прямые приглашения, которые выдавались за успехи по ходу сезона, получили только 11 коллективов, а остальные 5 мест разыгрывались в рамках отборочных матчей. В 2014 г. отборочные соревнования проводились в 4 регионах: Китай, Юго-Восточная Азия, Европа, в которую входили команды из СНГ, и Америка. 1-е место в каждом регионе гарантировало попадание на The International. Коллективы, оказавшиеся вторыми, отправлялись на стыковые матчи, где разыгрывали последний слот. Региональные квалификации делились на 2 этапа: открытые и закрытые. В открытых отборочных состязаниях могли поучаствовать все желающие, а победители проходили в закрытые квалификации, где их ждали профессиональные команды.
В 2015 г. количество прямых приглашений сократили до 10, увеличив тем самым число слотов для команд из квалификаций. До 5-го The International других официальных турниров в течение сезона не было – коллективы участвовали в чемпионатах от сторонних организаторов, большинство из которых проходили в онлайн-формате. В апреле 2015 г. Valve анонсировала новый формат сезона – в течение года появились ещё 3 крупных официальных турнира, предваряющих The International. Такие чемпионаты получили название «мейджоры» (англ. Majors). Успешное выступление на этих турнирах определяло распределение прямых приглашений на The International. На чемпионате мира в 2016 г. количество прямых приглашений снизилось до 6.
В сезоне 2016/2017 г. разработчики сократили количество мейджоров до 2. Прямых приглашений на 7-й по счёту The International также было 6. Однако в указанном сезоне разработчики расширили географию отборочных турниров. Появились 2 самостоятельных региона – СНГ, отделившийся от Европы, и Южная Америка, отделившееся от Северной Америки. Турнирная сетка The International увеличилась до 18 команд.
В сезоне 2017/2018 г. разработчики «Dota 2» отказались от прямых приглашений на The International. В этом сезоне была введена новая рейтинговая система, в которую были включены 9 мейджоров. За призовые места на этих соревнованиях команды (помимо призовых) получали рейтинговые очки. 8 коллективов с самым большим количеством баллов автоматически проходили на The International. Остальные 10 команд добирались через квалификации.
В последующие сезоны разработчики «Dota 2» несколько раз меняли формат сезона – уменьшили число турниров и добавили региональные лиги. Однако общий принцип рейтингового сезона, на основе которого формируется список участников The International, остался неизменным.
The International разделён на 2 этапа: групповой и плей-офф. Групповой этап команды играют в специально оборудованных помещениях в отеле, в котором останавливаются участники. Коллективы делятся на 2 группы по 9 команд в каждой. Четыре лучших коллектива выходят в верхнюю сетку плей-офф, составы с 5-го по 8-е место оказываются в нижней сетке, а команды, занявшие последние места, покидают чемпионат.
Плей-офф чемпионата проходит уже на арене при зрителях. Игроки располагаются на сцене в звукоизолированных кабинах. Матчи 1-го раунда нижней сетки плей-офф идут до одной победы, остальные поединки проходят до двух побед. Финал играется до трёх побед.
Трансляции The International доступны как в самой «Dota 2», так и на платформах Twitch и YouTube. На самом турнире присутствуют студии освещения на 3 языках: английском, китайском и русском. Комментаторов и аналитиков для студий освещения выбирают сами разработчики.
В рамках The International также проходит конкурс косплея и короткометражных роликов, посвящённых «Dota 2». Участвовать в них могут все представители сообщества игры, а призёры получают денежный приз. В заключительные дни The International разработчики «Dota 2» представляют геймерам новый контент для игры.
Четыре раза на The International побеждали команды из Европы – Alliance в 2013 г., Team Liquid в 2017 г. и OG в 2018 и 2019 гг. Трижды чемпионами становились представители Китая – Invictus Gaming в 2012 г., Newbee в 2014 г. и Wings в 2016 г. В 2015 г. победителем стала команда Evil Geniuses из Северной Америки. Коллективы из СНГ становились чемпионами дважды – в 2011 г. это удалось NAVI, а на юбилейном The International в 2021 г. победу одержала Team Spirit – коллектив, в состав которого входили Ярослав Miposhka Найдёнов, Мирослав Mira Колпаков, Магомед Collapse Халилов, Александр TORONTOTOKYO Хертек и Илья Yatoro Мулярчук (последний заработал 18,2 млн долл.).