Мидер в «Dota 2»
Ми́дер в «Dota 2» (от англ. mid – центр), одна из ролей в видеоигре «Dota 2» от компании Valve. Пользователь, выбравший эту позицию, отправляется в одиночку на центральную линию на карте. Термин употребляется и в других видеоиграх, в особенности в тех, которые относятся к жанру MOBA, например в «League of Legends». Под словом «мидер» может подразумеваться как персонаж, предназначенный для этой роли, так и игрок, который на ней выступает.
Термин «мидер» появился в период популярности «DotA» – пользовательской модификации игры «Warcraft III». Позже это обозначение перешло и в другие образцы жанра, где используется до сих пор. В большинстве игр в жанре MOBA карта разделена тремя линиями, на которых должны сражаться игроки. Всего в одном матче «Dota 2» 10 игроков – по 5 в каждой команде. На ранних стадиях матча персонажам не рекомендуется уходить с линий, чтобы не терять золото и опыт, поэтому игроки распределяются по линиям до начала поединка. На верхней и нижней линиях зачастую сталкиваются по два игрока каждой команды. Например, именно так распределяются герои в текущей мете «Dota 2». На центральную линию отправляется по одному герою с каждой стороны.
Задача мидера в «Dota 2» на ранней стадии игры добить как можно больше вражеских крипов (англ. creeps; базовые существа во вселенной «Dota 2», не управляемые игроком солдаты) и не дать сопернику добить собственных. Персонажи на центральной линии часто покупают Bottle (с англ. – бутылка; ёмкость c содержимым различного действия), который позволяет восстановить здоровье и ману. Чтобы восполнить заряды Bottle после использования (изначально их три), необходимо поместить в предмет руну. Руны появляются на реке с двух сторон от центральной линии. Поэтому в задачи мидера входит контроль рун: для этого игроки устанавливают варды (от англ. warden – смотритель; внутриигровые защитные тотемы), дающие обзор на карте. Помимо добивания крипов на линии, у мидера есть возможность фармить (с англ. farm – добывать ресурсы) маленькие лагеря нейтральных крипов рядом с линией. Одна из приоритетных задач мидера на ранней стадии игры – сохранить собственную вышку и попытаться уничтожить вражескую, чтобы союзники могли комфортнее чувствовать себя на карте и захватывали пространство для фарма. До шестого уровня, на котором герои получают ультимейт (с англ. ultimate – предельный, абсолютный; наиболее мощное умение), мидеры редко покидают линию. После получения ультимейта мидеры часто смещаются в сторону своей сложной линии, чтобы помочь союзникам в убийстве врага. На ранней стадии игры мидеры зачастую являются наиболее сильными персонажами на карте, т. к. раньше получают новые уровни из-за того, что не делят опыт от крипов с союзниками (на линиях, где игроки стоят вдвоём, опыт разделяется между ними поровну, соответственно, новые уровни достигаются дольше).
Большинству героев-мидеров для эффективной реализации потенциала необходимы артефакты, поэтому мидеры зачастую держат баланс между заработком золота и участием в командных сражениях. Бо́льшую часть фарма мидеры обычно отдают союзному керри.
Считается, что мидер – самая требовательная роль к микроскилу (с англ. micro skill – микронавык; реакция и механическое умение нажимать на кнопки) из-за особенностей героев, которых чаще берут на центр, а также из-за формата дуэльного противостояния на линии.
В «Dota 2» нет ограничений по выбору персонажа для конкретной роли, в том числе и для мидера. Однако некоторые герои являются более эффективными и приоритетными для этой позиции. В зависимости от патча в игре этот список может несколько видоизменяться, однако ключевые герои актуальны почти всегда. К персонажам-мидерам в «Dota 2» принято относить Invoker, Shadow Fiend, Tinker, Queen of Pain, Zeus, Lina, Templar Assassin, Storm Spirit, Void Spirit, Ember Spirit, Outworld Destroyer, Arc Warden, Leshrac Death Prophet, Sniper, Alchemist, Huskar и Viper.
Ряд персонажей также часто используются как мидеры, однако это не является их приоритетной линией. К таким героям относятся Kunkka, Broodmother, Windranger, Razor, Dragon Knight, Visage, Pugna, Morphling, Magnus, Monkey King, Batrider, Tiny, Clinkz, Lone Druid, Pudge, Doom, Earth Spirit и Necrophos.
На киберспортивной сцене список персонажей для центральной линии может отличаться. Некоторые команды специально готовят нестандартных мидеров, чтобы удивить или запутать оппонентов. Например, игрок коллектива Tundra Esports Леон Nine Кирилин использовал Keeper of the Light и Winter Wyvern, которых чаще берут в качестве саппортов, а также Spirit Breaker и Night Stalker – этих героев обычно выбирают для офлейнеров. Двукратный чемпион чемпионата The International Топиас Topson Таавитсайнен использовал Grimstroke и Hoodwink в качестве мидеров, хотя обоих персонажей принято считать саппортами.
На профессиональной сцене «Dota 2» большинство игроков имеют закреплённые за ними роли. Однако это не мешает им меняться позициями с союзниками в случае необходимости. Например, в зависимости от выбранных героев на драфте (с англ. draft – эскиз, отбор; момент выбора героев) мидер и керри могут обменяться ролями. Иногда киберспортсмены меняют свою постоянную роль на другую, как сделал игрок команды Evil Geniuses Артур Arteezy Бабаев, который начинал карьеру в качестве мидера, однако позже переквалифицировался в керри. Бывают ситуации, когда возрастные игроки со временем чувствуют, что начинают уступать оппонентам в микроскиле и переходят на позицию саппорта, которая более требовательна к тактическому пониманию игры, нежели к механическим навыкам. Например, бывший мидер команды Virtus.pro Сергей God Брагин переквалифицировался на позицию саппорта.
К самым известным профессиональным мидерам, до сих пор выступающим на киберспортивной сцене, можно отнести китайского игрока Лу Somnus Яо из команды Royal Never Give Up (он провёл на профессиональной сцене более 2 тыс. матчей, его доля побед в них превышает 60 %), а также пакистанского киберспортсмена Саида SumaiL Самаила Хассана из команды Team Secret (на его счету более 1,5 тыс. матчей на профессиональной сцене, а также чемпионство на чемпионате The International 2015). В СНГ лидерство по количеству матчей на центральной линии удерживает мидер команды B8 Esports Данил Dendi Ишутин. Он выступает на профессиональной сцене «Dota 2» с самого зарождения дисциплины (2011) и стал чемпионом первого The International. В активе Ишутина более 2,4 тыс. матчей, а его винрейт (англ. win rate – доля побед) составляет 53,1 %.