Тег

Русские критики

Русские критики
Найденo 6 статей
Иннокентий Анненский. 1909
ЛитераторыЛитераторы
Анненский Иннокентий Фёдорович
А́нненский Инноке́нтий Фёдорович (1855–1909), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, педагог, филолог-классик. Автор стихотворных переводов трагедий Еврипида и комментирующих статей к ним («Театр Еврипида», 1906–1921); оригинальных трагедий на сюжеты античных мифов – «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифарэд» (опубликована в 1913). Лирика Анненского, стилистически близкая импрессионизму и символизму, во многом предвосхитила творческие открытия акмеистов и футуристов (поэтические сборники «Тихие песни», 1904; «Кипарисовый ларец», 1910). Для стиля Анненского-критика (сборники эссе «Книга отражений», 1906; «Вторая книга отражений», 1909) характерны образная ассоциативность, камерность интонаций, недосказанность, прерывистость изложения.
Литераторы
Вяземский Пётр Андреевич
Вя́земский Пётр Андре́евич (1792–1878), русский поэт, критик, публицист, переводчик, мемуарист, российский государственный деятель, обер-шенк (1866). Академик Петербургской Академии наук (1841). Основные жанры лирики Вяземского: элегия («Первый снег», 1817; «Уныние», 1819; «Сумерки», 1848); дружеское послание, как шуточное, бытовое («Графу Ф. И. Толстому», 1818; «Послание к А. И. Тургеневу с пирогом», 1820), ироническое и саркастическое («К журнальным благоприятелям», 1831), так и серьёзное, тяготеющее то к литературной декларации, то к философскому размышлению («К Жуковскому», 1812; «К Батюшкову», 1817; «Графу Д. Н. Блудову», 1853). Важнейший труд – «Старая записная книжка», сложившаяся из заметок 1808 – 1820-х гг. о событиях, которые накладывали отпечаток на внутреннюю жизнь автора.
Литература
Литераторы
Гоголь Николай Васильевич
Го́голь Никола́й Васи́льевич (1809–1852), русский писатель, драматург, публицист. Своим творчеством способствовал развитию реалистических стилей, начиная с натуральной школы до русского романа (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой и др.), укреплению и обогащению гротескно-фантастического направления (М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Сологуб, А. Белый и др.). Религиозно-нравственные искания Гоголя в значительной мере определили онтологическую проблематику как в художественной литературе (Ф. М. Достоевский), так и в русской религиозной философии конца 19 – 1-й половины 20 вв. Прославился сборником прозы «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), насыщенным украинским этнографическим и фольклорным материалом. В сборнике повестей «Миргород» (1835) критиковал каверзничество и сутяжничество («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), разрушение идиллического состояния мира («Старосветские помещики») и естественных человеческих связей, происходящее под влиянием дьявольских сил («Вий»). В поэме-романе «Мёртвые души» (1-й том – 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Среди других произведений: комедии «Ревизор» (1836), «Женитьба» (1842), повести «Коляска» (1836), «Шинель» (1842), критические статьи, эссе.
Фёдор Моллер. Портрет Николая Васильевича Гоголя. Начало 1840-х гг.
Литераторы
Дельвиг Антон Антонович
Де́львиг Анто́н Анто́нович (1798–1831), барон, русский поэт, критик, журналист. Учился в Царскосельском лицее (1811–1817), где подружился с А. С. Пушкиным; вместе В. К. Кюхельбекером и Е. А. Боратынским входил в дружеский «союз поэтов», объединившийся вокруг Пушкина. Лирика в русле традиций В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, немецкого предромантизма (поэтический сборник «Стихотворения барона Дельвига», 1829). Основные жанры: элегия, сонет, романс, послание, идиллия («Отставной солдат», 1829). С 1830 г. редактор и издатель «Литературной газеты». Член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (с 1818), Вольного общества любителей российской словесности (с 1819). Дельвигу посвящён ряд стихотворений А. С. Пушкина. Произведения положены на музыку А. А. Алябьевым, М. И. Глинкой и др.
Портрет Антона Дельвига. Литография Петра Бореля по рисунку Валериана Лангера. 1865
Литераторы
Плаксин Василий Тимофеевич
Пла́ксин Васи́лий Тимофе́евич (1795–1869), русский историк и теоретик литературы, критик; педагог. Разработал и ввёл в программу учебных заведений курс истории русской литературы («Краткий курс словесности, приспособленный к прозаическим сочинениям», 1832, «Руководство к познанию истории литературы», 1833, «Учебный курс словесности…», 1843–1844). Развивал понятие о романтизме как проявлении самобытности и народности в литературе («О народности в изящных искусствах и преимущественно в словесности», 1835).
Литература
Антропологи, этнологи
Надеждин Николай Иванович
Наде́ждин Никола́й Ива́нович (1804–1856), русский литературный критик, журналист, эстетик, этнограф. В 1824 г. окончил Московскую духовную академию. С декабря 1831 г. профессор Московского университета. Дебютировал в печати как поэт и переводчик (1828). С 1831 г. издавал журнал «Телескоп». В 1836 г. за публикацию первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева сослан в Усть-Сысольск (ныне г. Сыктывкар). После возвращения в Санкт-Петербург обратился к занятиям историей, географией, этнографией и фольклористикой. Председатель Отделения этнографии РГО (с 1848). Автор труда «Об этнографическом изучении народности русской» (1847), имевшего большое значение для становления отечественной этнографии. Объектом этнографии считал не культуру, а народы. Выделял три части «народоописательной науки» – «лингвистическую этнографию», «физическую этнографию», «психическую этнографию», что придавало ей статус интегральной дисциплины. Впервые профессионально поставил проблему русской этничности.
Николай Надеждин. Конец 19 - начало 20 вв.