#Русские поэты 19 века
Русские поэты 19 века
Тег

Русские поэты 19 века

Русские поэты 19 века
Найденa 51 статья
Литераторы
Огарёв Николай Платонович
Огарёв Никола́й Плато́нович (1813–1877), русский поэт, публицист, революционный деятель. Друг и соратник А. И. Герцена. В 1834 г. за антиправительственную деятельность неоднократно подвергался арестам и ссылкам. С 1856 г. эмигрант; один из руководителей «Вольной русской типографии», соиздатель альманаха «Полярная звезда» и газеты «Колокол». Разрабатывал социально-экономическую программу крестьянской революции в духе «русского социализма». Принимал участие в организации общества «Земля и воля» 1860-х гг.; как автор и редактор сотрудничал с обществом «Народная расправа». Художественное наследие Огарёва представлено, в частности, лирическими и патриотическими стихотворениями, поэмами «Ночь» (1857), «Сны» (предположительно 1857), «С того берега» (1858), «Забытьё» (1862), «Странник» (1862), поэтическими циклами «Buch der Liebe» (1841–1844; полностью опубликован в 1956), «Монологи» (1844–1847). Особое место в литературной деятельности Огарёва занимает апология движения декабристов: предисловия к изданию «Дум» К. Ф. Рылеева (1860) и сборнику «Русская потаённая литература XIX столетия» (1861), неоконченная поэма «Матвей Радаев» (частично опубликована в 1859, полностью в 1886).
Мориц Леммель. Портрет Николая Огарёва. 1850-е гг.
Литераторы
Жемчужников Алексей Михайлович
Жемчу́жников Алексе́й Миха́йлович (1821–1908), русский поэт, драматург, публицист, почётный академик Петербургской академии наук (с 1900). Участвовал в создании литературной маски Козьмы Пруткова. Поэзия 1850-х гг. проникнута гражданственностью; в поздней лирике гражданская тематика («Духа не угашайте», 1888) сочетается с философским мотивом примирения со смертью как естественным законом жизни. Первый поэтический сборник – «Стихотворения» (1892), второй – «Песни старости» (1900). Сборник «Прощальные песни» издан посмертно (1908).
Алексей Жемчужников. Конец 19 – начало 20 вв.
Литераторы
Вяземский Пётр Андреевич
Вя́земский Пётр Андре́евич (1792–1878), русский поэт, критик, публицист, переводчик, мемуарист, российский государственный деятель, обер-шенк (1866). Академик Петербургской Академии наук (1841). Основные жанры лирики Вяземского: элегия («Первый снег», 1817; «Уныние», 1819; «Сумерки», 1848); дружеское послание, как шуточное, бытовое («Графу Ф. И. Толстому», 1818; «Послание к А. И. Тургеневу с пирогом», 1820), ироническое и саркастическое («К журнальным благоприятелям», 1831), так и серьёзное, тяготеющее то к литературной декларации, то к философскому размышлению («К Жуковскому», 1812; «К Батюшкову», 1817; «Графу Д. Н. Блудову», 1853). Важнейший труд – «Старая записная книжка», сложившаяся из заметок 1808 – 1820-х гг. о событиях, которые накладывали отпечаток на внутреннюю жизнь автора.
Литература
Литераторы
Жуковский Василий Андреевич
Жуко́вский Васи́лий Андре́евич (1783–1852), русский поэт, переводчик, живописец, рисовальщик, почётный член (1827), ординарный академик (1841) Петербургской академии наук. Один из основателей «Дружеского литературного общества» (1801) и общества «Арзамас» (1815). Создатель русской психологической лирики (стихотворения 1802–1814). Автор первой в России романтической баллады «Людмила» (1808), элегий, поэм, сказок и др. Переводил произведения древнегреческой («Одиссея»), немецкой, английской, французской, испанской («Дон-Кихот» М. де Сервантеса), персидской («Шах-наме» Фирдоуси) литературы. Учитель русского языка будущей императрицы Александры Фёдоровны, воспитатель Александра II (1826–1841). Его стихотворения многократно положены на музыку (автор текста гимна «Боже, царя храни!»). Классик русской литературы.
Василий Жуковский. Переснимок Карла Фишера. Конец 19 – начало 20 вв.
Литераторы
Ознобишин Дмитрий Петрович
Озноби́шин Дми́трий Петро́вич (1804–1877), русский поэт, переводчик, действительный статский советник (1875). Лирика отличается жанровым и метрическим разнообразием, во многих случаях носит экспериментальный характер. Стилизовал под восточную классику свои сочинения в прозе (цикл «Арабески, или Восточные повести», 1825–1845) и стихах: поэма «Селам, или Язык цветов» (1830) – поэтическое переложение немецкой анонимной брошюры о цветах и их литературной семантике; стихотворения «Баядеры» (1832), «Продавец невольниц» (1831) и др. Во время Крымской войны 1853–1856 гг. выступал с патриотическими стихами («Был век!», «Сподвижникам Луны», «К ружью!», все – 1854–1855). Среди сочинений 1860–1870-х гг. – переложения псалмов, стихи «в память» современников. Первым стал перелагать на русский язык произведения Хафиза Ширази, Саади, Низами Гянджеви. Переводил западноевропейских поэтов; шведские, сербские и другие народные песни.
Портрет Дмитрия Ознобишина. 19 в.
Литераторы
Пачев Бекмурза Машевич
Па́чев Бекмурза́ Маше́вич (1854–1936), кабардинский поэт, певец-сказитель. Один из основоположников кабардинской литературы. Для записи своих произведений изобрёл алфавит на основе арабской графики. Ранняя поэзия (поэма «Как Бекмурза собирался жениться», 1882; стихотворения «Плач Сосруко», «Плач Ногая») тесно связана с фольклорной традицией. Многие песни Пачева стали народными: «Плач Карачая», «Песнь об Алихане Каширгове», «Песня Залимгери Керефова», «Песнь Максиды». Заметное место в творчестве занимают сатирические стихотворения («Хвастун», «Лицемер», «Болтун», «Вор»). В поэме «Кинжал» (1909–1910) обратился к теме извечной кровавой вражды князей и народа. Поэма «Катханов Назир» (создана в пореволюционные годы) отразила драму человека, не сумевшего найти своё место в новой действительности. Произведения 2-й половины 1920-х – начала 1930-х гг. пронизаны историческим оптимизмом: поэмы «Моё слово о Москве» (1925), «Кабарда» (1935) и др.
Михаил Тхакумашев. Бюст Бекмурзы Пачева. 2-я половина 20 в.
Литераторы
Щербина Николай Фёдорович
Щерби́на Никола́й Фёдорович (1821–1869), русский поэт. Сборники «Греческие стихотворения» (1850) и «Новые греческие стихотворения» (1851) на темы и в духе античной литературы отмечены чистотой стиля и музыкальностью стиха. В них утверждался культ радости, красоты, рационалистически спокойного отношения к миру и природе, закрепившие за Щербиной репутацию поэта «чистого искусства». Писал также сатирические произведения: стихотворные циклы «Альбом ипохондрика. Собрание эпиграмм, ксений и ямбов всякого сатирического школьничества» (1841–1861), «Сатирическая летопись. Ямбы, ксении, эпиграммы» (1861–1869), прозаические циклы «Сонник современной русской литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходимым дополнением к известному "Соннику Мартына Задеки"» (1857), «Доморощенные наброски русского ленивца и ипохондрика» (1857–1867). Составитель «Сборника лучших произведений русской поэзии» (1858).
Пётр Иванов. Портрет Николая Щербины. 1853
Литераторы
Озеров Владислав Александрович
О́зеров Владисла́в Алекса́ндрович (1769–1816), русский драматург, действительный статский советник (1804). Обновил русскую классицистическую трагедию, внеся в неё сентиментальные и романтические черты: поведение героя подчинено не долгу, а чувству; господствует не борение страстей, а сентиментальная чувствительность, которая представлена как гуманное, облагораживающее человека начало, возвышающее его над узкой моралью и религиозными предрассудками. Одна из наиболее значительных – трагедия «Димитрий Донской» (поставлена и опубликована в 1807), насыщенная аллюзиями и патриотическими тирадами; вместе с тем подверглась критике за многочисленные анахронизмы и антиисторичность образа древнерусского князя, охваченного любовными переживаниями. Среди других трагедий: «Ярополк и Олег» (поставлена в 1798, опубликована в 1828), «Эдип в Афинах» (поставлена и опубликована в 1804), «Фингал» (поставлена в 1805, опубликована в 1807).
Портрет Владислава Озерова. 1840
Литераторы
Тютчев Фёдор Иванович
Тю́тчев Фёдор Ива́нович (1803–1873), русский поэт, дипломат; тайный советник (1865), член-корреспондент Петербургской академии наук (1857). Дворянин. Служил в Мюнхене (1822–1837), Турине (1837–1839). Автор около 400 коротких лирических стихотворений. Поэзия отличается философской углублённостью, ораторским пафосом и предстаёт как единая система, в которой наличествуют сквозные парные образы (день и ночь, север и юг и др.) и поэтические приёмы, усвоенные им от духовной и дидактической поэзии 18 в. и элегической лирики. В творчестве Тютчева выделяют два периода – до и после возвращения в Россию в 1844 г. В заграничный период преобладали натурфилософские стихотворения («Весенняя гроза», 1828) и произведения, затрагивающие вопросы бытия человека («Цицерон», 1830); с конца 1840-х гг. в центре внимания – трагизм личной и общественной жизни (стихотворения «денисьевского цикла») и религия. Разделял идеи панславизма; политическими взглядами вдохновлены стихотворения «Эти бедные селенья…» (1855), «Умом Россию не понять…» (1866). Оказал влияние на русских символистов и многих поэтов 20 в.
Степан Александровский. Портрет Фёдора Тютчева. 1876
1
2
3
4
5