Чемберлен Хьюстон
Че́мберлен Хью́стон, Хьюстон Стюарт Чемберлен (Houston Stewart Chamberlain) (9.9.1855, Саутси, Англия – 9.1.1927, Байрёйт, Германия), британо-германский философ, писатель, идеолог расизма, оказавший влияние на идеологию национал-социализма.
Родился в семье английского контр-адмирала Уильяма Чарлза Чемберлена (1818–1878). Рано потерял мать, вследствие чего в 1856–1866 гг. воспитывался бабкой в Версале (Франция), где получил начальное образование в Имперском лицее, а затем обучался в частной школе в Плимуте. Продолжил обучение в колледже Челтенхем (1867–1870), покинув который путешествовал по югу Европы (1870–1879). Англия и Франция не привлекали Х. Чемберлена, в силу чего он стал человеком без национальной идентичности, которого везде считали иностранцем. При этом ему было присуще чувство имперского превосходства. В 1870-е гг. его восхищало возвышение Пруссии и успехи объединённой Германской империи. Идеализируя немцев, Чемберлен верил, что в их руках находится судьба европейской цивилизации. Осенью 1879 г. поступил на факультет естественных наук Женевского университета, где изучал ботанику, анатомию и другие науки, увлёкся расовой теорией и идеей полигенизма. Получил степень бакалавра (1881), но диссертацию по биологии не защитил.
В 1882 г. Х. Чемберлен посетил основанный Р. Вагнером оперный фестиваль в Байрёйте. Страстно увлекаясь музыкой, он был покорён Вагнером и с 1883 г. занял прочное место в узком кружке его поклонников (в 1908 женился вторым браком на дочери Вагнера, Еве фон Бюлов). Затем от культа Вагнера Чемберлен перешёл к культу Германии и в этот же период идейно сблизился с немецким почвенническим национализмом. Испытал огромное влияние вдовы Вагнера, Козимы, сказавшееся на формировании его расового мировоззрения. Если ранее он хранил верность кантовской идее искусства для искусства (Кант И. Критика способности суждения // Собрание сочинений. В 6 т. Москва : Мысль, 1966. Т. 5. С. 161–529), то теперь его захватила вагнеровская идея искупления путём искусства (Field. 1981. P. 77–78) и он стал связывать искусство с религией и идеей «народа». Под влиянием романтических представлений о коллективной народной личности оставил прежде близкие ему идеи либерализма и космополитизма.
Благодаря контактам с А. Шопенгауэром, одним из увлечений Х. Чемберлена стал Восток (изучал индийскую мифологию и философию), поразивший его своими мистическими идеями, противоположными западному материализму. Затем он обратился к расовым теориям о величии и упадке индоарийской культуры, и это заставило его переосмыслить оперы Вагнера (прежде всего из цикла «Кольцо нибелунга»), пропитанные «арийским духом».
В 1884–1889 гг. жил в Дрездене, изучал ботанику и немецкий идеализм. Переехав в 1889 г. в Вену, окончательно сдвинулся к расовому мировоззрению, дополненному антисемитскими идеями: евреев он связывал с ненавистными ему миром денег, буржуазными нравами и профанацией высокой эстетики. Чемберлен вошёл в круг местных немецких националистов и антисемитов и начал читать для них лекции. Тогда он увидел в пангерманизме единственное движение, стоявшее на страже немецких интересов. Идеалом ему представлялось хорошо интегрированное общество, основанное на древнем германском мифе, говорившем о гармоничном, тесно спаянном обществе (Volksgemeinschaft), к чему Чемберлена вела приверженность расовой идее и антисемитизму. В 1890-е гг. он стал разрабатывать основы своей собственной расовой теории.
Излагая свои взгляды, Х. Чемберлен углублялся в историю Древнего Рима, центральное место в его концепции занимало падение Рима под натиском вандалов (455). Вслед за Ж. А. де Гобино, он считал, что Рим был ослаблен расовым смешением, что привело к хаосу и не позволило создать оригинальную культуру. Проецируя свои взгляды на прошлые эпохи, в позднем Риме он видел «государство без нации», форму без наполнения, «хаос народов». Современникам был понятен намёк на Австрию. Вена, где тогда силен был антисемитизм, вдохновляла Чемберлена на рассуждения не только о миссии «германской расы», но и о том, что евреи были её антитезой. Со временем он начал усматривать суть истории во взаимоотношениях «германцев» с «семитами». Он доказывал, что на заре человеческой истории не было никаких противоречий между человеком и общиной, где царили свобода и гармония. Затем началась деградация (т. е. падение нравов в силу расового смешения), достигшая низшей отметки в современном Чемберлену обществе. Поэтому возвращение гармонии требовало восстановления исконного состояния. Ход истории получал манихейскую окраску, и «германцы» слились с «арийцами».
В 1896–1898 гг. Х. Чемберлен работал над книгой о выдающихся достижениях 19 в., в которой хотел описать 30 веков человеческой истории, завершившихся явлением вагнеровского гения. Он предполагал изложить вопросы «семитской опасности» и расовых конфликтов с китайцами и «чернокожими». Была закончена лишь первая часть труда, изданная в 1899 г. под названием «Основания 19 века». В этой работе он доказывал, что человечество чётко разделено на расы, выделяющиеся по физическим и умственным признакам, и что борьба и взаимоотношения рас являются движущей силой мировой истории. В прошлом он видел смену эпох, каждая из которых определялась преобладанием какой-либо расы. Он верил, что главным строителем современной европейской цивилизации была «германская», или «тевтонская», раса. Он воспевал её продвижение на юг из северных лесов и болот. Он отождествлял учение Христа с идеалистической религией «арийцев», коренным образом отличной от основанной на законах и материализме религии евреев, за которыми, вслед за Вагнером, он не признавал способности к монотеизму (хотя иудаизм является первой в истории монотеистической религией). Эта книга, пронизанная идеей превосходства «тевтонской расы», донесла образ «арийского Христа» до массового читателя.
Книга Х. Чемберлена содержала все основные элементы германского расизма: идею арийского превосходства, антисемитизм, мессианское и мистическое понимание расы, социальный дарвинизм, евгенику, антропосоциологию. Он утверждал, что раса – это ключ к пониманию не только прошлого и настоящего, но и будущего. Этот труд был написан в духе традиционного немецкого идеализма и романтизма и черпал аргументы из многочисленной расистской и антисемитской литературы, появившейся начиная с эпохи Просвещения. Во многом именно знакомые сюжеты и сделали её популярной.
Защищая расу от нападок разума и эмпирической науки, Чемберлен превращал расовую теорию в секулярную религию. При этом, запутавшись в сложных биологических реалиях, в итоге он полностью отказался от физических критериев расы, которыми пользовались учёные, и сделал акцент на неких «вечных моральных качествах». Подхватывая расхожие стереотипы, он писал о «мрачной страстности» кельтов, «идеализме, практичности, лояльности и благородстве» тевтонцев, «нетерпимости и стерильности» семитов.
Академическое сообщество приняло книгу неоднозначно. Многие университетские учёные, причем даже учёные-националисты (Т. Шиман, О. Хинце), отмечали дилетантизм автора. Другим (Х. Файхингер, индолог П. Дассен, теолог О. Пфайдерер, экономист В. Зомбарт; не говоря уже о представителях молодого поколения – Г. Дрисманс, В. Хенчель) понравились патриотические заявления Чемберлена, и они простили ему ненаучный подход. Этнологов и антропологов (Л. Висслер, Ж. В. де Лапуж, С. Штейнмец, Ф. фон Лушан) возмутили его способ цитирования и насмешки над научными методами.
Германские евреи были встревожены популярностью книги «Основания 19 века», подтверждавшей их опасения относительно настроений буржуазии и аристократии. Теперь им пришлось задуматься о пределах ассимиляции, о чём говорили дискриминация и всплывающий время от времени «кровавый навет», а также деятельность антисемитских политических партий. Члены организаций по защите евреев (Verein zur Abwehr des Antisemitismus, Centralverein deutscher Staatsburger judischen Glaubens) писали в своих изданиях о том, что книга Чемберлена подрывает традиционные христианские позиции, направленные против предрассудков, и способствует несправедливым поступкам в отношении евреев. Они указывали на фанатическую ненависть к этому народу, которую возбуждает сам дух книги.
Поражение Германии в Первой мировой войне застало Чемберлена врасплох. Становление Веймарской республики он воспринял как трагедию, видя в ней всё то, против чего выступал, и объясняя это «еврейским заговором». В сентябре 1923 г. Чемберлен впервые встретился с А. Гитлером, и тот произвёл на него впечатление, в особенности своей преданностью идеям Р. Вагнера. В начале 1924 г. Чемберлен опубликовал ко дню рождения Гитлера панегирическую статью о нём, изобразив человеком «не головы, а сердца». Эта статья сыграла свою роль в становлении культа Гитлера. Так Чемберлен стал первым из широко известных в Германии людей, кто открыто ассоциировал себя с нацистским движением. Нацистам были близки идеи Чемберлена, и «Основания 19 века» стали одним из главных текстов германского расизма.
Незадолго до своей смерти Чемберлен вновь встречался с А. Гитлером и фактически благословил нацистов. Поэтому они придавали ему особое место в своём «пантеоне».