Методологический национализм
Методологи́ческий национали́зм, эпистемологическая установка, в рамках которой социальный мир рассматривается как состоящий из наций или наций-государств.
Понятие введено в 2002 г. А. Виммером и Н. Глик-Шиллер (Виммер. 2021), которые полагают эту установку чрезвычайно укоренённой в мышлении современных обществоведов и нерефлексивной: по их мнению, представители социальной науки эпохи модерна (социологи, историки, этнографы и т. д.) рассматривали национальные сообщества как естественные, само собой разумеющиеся данности. Отсюда проистекает целый ряд ошибочных утверждений относительно характера и содержания нациестроительства, колониализма и миграционных процессов.
В частности, методологический национализм заставляет предполагать, что нациестроительство в Европе, в противоположность «классическим иммиграционным странам» (США, Канаде и Австралии), происходило независимо от миграционных процессов. Однако исследования историков, не попавших в ловушку такой установки, демонстрируют, что миграции представляли собой значимый фактор формирования наций в Западной Европе.
Методологический национализм не позволяет увидеть связи между национальными государствами модерна и их колониальными проектами (начиная от колониализма 16 в. и заканчивая империалистической экспансией европейцев последней трети 19 – 1-й половины 20 вв.). На практике население «национальной территории» и население колонизированных территорий находилось в процессе взаимодействия. Выражением этого взаимодействия выступали миграции – как жителей метрополии в колонии (в качестве работников администрации, бизнесменов и т. д.), так и жителей колоний в метрополию (в качестве работников или беженцев). Однако же в оптике методологического национализма эти две группы населения предстают как отделённые друг от друга непроходимым барьером.
Методологический национализм влечёт за собой теоретические изъяны в изучении миграционных процессов. Международные миграции по умолчанию рассматриваются как аномалия, тогда как нормой считается оседлость. Кроме того, мигранты «привязываются» к территории либо принимающей страны (и тогда от них ожидается ассимиляция), либо к территории страны происхождения (и тогда они воспринимаются как агенты чуждого культурного и политического влияния). В итоге от взгляда учёных ускользает целый пласт социальных взаимодействий, описываемых в категориях «транснационализма». В частности, сообщества, образуемые мигрантами, часто являются в строгом смысле транснациональными, т. е. выходящими за национальные границы. Члены таких сообществ живут в двух пространствах одновременно, поскольку, с одной стороны, интегрируются в социальные институты принимающей страны, с другой – поддерживают интенсивные связи с определёнными местами в стране происхождения.
Эти и другие тезисы А. Виммера и Н. Глик-Шиллер получили широкий резонанс в академическом сообществе, прямо или косвенно повлияв на развитие социологии, социальной и культурной антропологии, культурологии (cultural studies), исследований национализма, глобализации, а также междисциплинарных миграционных исследований (migration studies).