Ваше де Лапуж Жорж
Ваше́ де Лапу́ж Жорж (Georges Vacher de Lapouge) (12.12.1854, Нёвиль-де-Пуату – 20.2.1936, Пуатье), французский социолог, идеолог расизма и социального дарвинизма.
Изучал право в Университете Пуатье. Начав свою карьеру юристом, Ж. Ваше де Лапуж с ранних лет интересовался новейшими достижениями биологии и, защитив в 1879 г. докторскую диссертацию «Теория наследования в обобщённом позитивном праве», счёл её «первым появлением биологического права». Он следил за новейшими исследованиями в области физической антропологии и евгеники и со временем стал последователем биологического детерминизма, социального дарвинизма и расово-евгенического элитизма, в основе которых лежало представление о якобы природном неравенстве между людьми. Этот подход предполагал отказ своих сторонников от христианских идей милосердия и сострадания. Схожим образом они критиковали демократию, видя в ней путь к всеобщему упадку. Подав в 1883 г. в отставку с должности прокурора в Ле-Блане и Шамбоне, которую занимал с 1880 г., Ж. Ваше де Лапуж посещал Школу высших исследований, Школу Лувра, Школу восточных языков, а также курсы Музея естественной истории и Школы антропологии, занимаясь там историей, древними языками и антропологией. В середине 1880-х гг. публиковался в научных журналах. Ввёл во французский язык термин «евгеника», став верным последователем Ф. Гальтона, предложившего этот термин в 1883 г. С 1886 г. работал помощником хранителя библиотеки Университета Монпелье, начал читать лекции об антропологии и политической науке, проложив дорогу к политической (расовой) антропологии, основанной на идеях наследственности и социального отбора.
По мнению Ж. Ваше де Лапужа, движущей силой истории была борьба рас вплоть до полного уничтожения. Он предупреждал о близости расового конфликта: «Я убежден, что в следующем столетии люди начнут миллионами убивать друг друга из-за различий в головном указателе в один-два градуса» (Vacher de Lapouge G. L’anthropologie et la science politique // Revue d’anthropologie. 1887. 15 Mars. P. 150–151). С его точки зрения, предотвратить такое развитие события могла лишь евгеника. При этом речь шла о евгенике слева, так как по своим политическим взглядам Ваше де Лапуж был социалистом. Однако его не покидал пессимизм, и он ожидал тотальной деградации общества.
За социалистические и антиклерикальные воззрения Ж. Ваше де Лапужу было отказано в чтении курса антропологии в Университете Монпелье, и в 1893 г. он уехал в Рен, а затем в Пуатье, где до 1922 г. возглавлял университетские библиотеки. В 1890-е гг. Ваше де Лапуж, наряду с О. Аммоном, стал признанным лидером возникшей тогда антропосоциологии и теоретиком «аристократического социализма». При этом он пытался оставаться в строгих рамках биологии и, вслед за Э. Ренаном, выступал против этнического понимания расы (того, что сегодня называется этнической антропологией), отрицая связь расового деления с языком и культурой. В Европе он находил три расы – арийскую, альпийскую и средиземноморскую. Высшей расой ему представлялись голубоглазые долихокефалы («арийцы»), которым ради выживания предстояло заниматься селекцией, отметая при этом религиозные предрассудки вместе с «правами человека». Этому соответствовала и разработанная им «новая мораль», а также пантеистическая религия будущего. Отрицалась романтическая любовь, зато приветствовались аборты и искусственное оплодотворение («евтелегенез»), причём женщинам предлагалось самим выбирать отцов своих будущих детей. Он также отвергал демократию, видя в ней путь к гибельному, на его взгляд, расовому смешению.
В 1899 г. издал книгу «Ариец: его социальная роль», где уточнил своё видение «борьбы рас», проиллюстрировав её конфронтацией «арийцев» и «семитов». Он был убеждён в том, что евреи портили буржуазную культуру. Правда, он считал, что «арийцам» не следует всерьёз их опасаться, так как они представляли лишь дезорганизующее начало и не были способны к господству. На фоне дела Дрейфуса книга выглядела однозначно антисемитской и националистической.
Французские специалисты отвергли такую антропосоциологию как псевдонауку, и к 1902 г. она была разгромлена на волне общественного возмущения, поднятого делом Дрейфуса, когда Ваше де Лапуж потерял возможность не только преподавать в университетах, но и публиковаться во французских научных журналах. Тем не менее в 1909 г. он откликнулся на идеи Х. Чемберлена, назвав того псевдоучёным и представителем «германского империализма, самого агрессивного из существующих» (Vacher de Lapouge. 1909. P. XXIV). В последующий период он перенёс свою активность в область энтомологии, достигнув в ней немалых успехов, изучая морфологию и составив систематику жужелиц и личинок.
Не признанный на родине, Ваше де Лапуж был высоко оценён американскими расистами и евгениками, Ч. Давенпортом и М. Грантом. Он выступил на Втором международном конгрессе по евгенике (Нью-Йорк, 1921), где обличал противников расовой теории как «носителей предрассудков» (Vacher de Lapouge G. La race chez les populations mélangées // Transactions II International Congress of Eugenics. Baltimore: Williams and Wilkins, 1923. Vol. 2: Eugenics in Race and State. P. 1–6). Позднее он сотрудничал с американским неомальтузианским движением, выступая за контроль над рождаемостью. Он также требовал ограничения иммиграции, видя в ней угрозу «белой расе». В 1927 г. он установил контакт с Г. Гюнтером, будущим популяризатором нацистских расовых концепций.
Ж. Ваше де Лапуж умер в 1936 г. в полном забвении. В своём некрологе граф А. Бегуэн назвал его «оригинальным учёным» и «подлинным основателем расизма» (Begouen A. Vacher de Lapouge le père de l’Arianism // Journal des débats politiques et littéraires. 1936. 22 août. P. 3). Его расовые построения получили во Франции некоторую популярность в годы немецкой оккупации (1940–1944). Тогда французские «петеновцы» и коллаборационисты начали популяризировать его евгенические взгляды, а один из видных нацистских лидеров А. Розенберг назвал его вторым родоначальником расовой теории, подхватившим это знамя из рук Ж. А. де Гобино [Knobel M. George Montandon et l’ethno-racism // L'antisémitisme de plume (1940–1944). Études et documents / dir. P.-A. Taguieff. Berg, 1999. P. 277–293]. Но многие видели в нём пророка несчастья. По сути же он был одним из основателей «научного расизма», воспринятого после 2-й мировой войны неонацистами.