Буклет
Букле́т (англ. booklet), непериодическое полиграфическое изделие, в изготовлении которого применяется только метод складывания. Состоит из одного листа и может использоваться в различных маркетинговых целях.
Первым этапом в изготовлении буклетов является постановка целей. Как правило, любую маркетинговую коммуникацию можно разделить на 2 основных вида в зависимости от её целей: информационную и имиджевую, т. е. направленную на передачу либо конкретного сообщения, либо определённой эмоции. В полиграфической продукции возможно сочетание обеих целей.
Буклеты используются в прямом маркетинге компании (как один из инструментов маркетинговых коммуникаций) и могут быть классифицированы по следующим направлениям:
объект продвижения: продуктовые либо корпоративные. В продуктовых буклетах объектом выступают товары или услуги фирмы, в корпоративных – сама компания;
основная задача: информационные или имиджевые. Информационные буклеты направлены на передачу определённого сообщения, имиджевые, кроме сообщения, призваны передать настроение и образ;
сроки воздействия: долгосрочные либо краткосрочные. Например, буклет, содержащий информацию о методах применения продукта, ассортименте, контактах компании, относят к долгосрочным. Подобный материал сохраняется и может быть полезен в течение некоторого времени. В свою очередь, буклет, информирующий о краткосрочной промоакции, нацелен на однократное прочтение.
В соответствии с вышеперечисленными критериями и их комбинациями выделяют следующие наиболее часто встречающиеся типы буклетов:
промобуклеты: информируют о товарах и услугах компании, условиях текущих промоакций. Раздаются в местах продаж и используются в почтовой рассылке;
имиджевые: являются разновидностью промобуклетов, но с акцентом на имиджевую составляющую (соответственно, много внимания уделяется визуализации, графике, качеству печати и материала);
корпоративные: рассказывают о достижениях компании, её наградах и планах. Могут раздаваться на конференциях, выставках, а также представляться на стойках в офисе компании;
информационные: предназначены для донесения до потребителей более детальной информации о продукте (например, её функциональных свойств и технологий изготовления). Как и корпоративные, могут раздаваться на выставках и конференциях.
После определения целей и задач разрабатывается сообщение буклета, т. е. его дизайн и контент. На данном этапе необходимо также учитывать 2 взаимосвязанных обстоятельства – качество полиграфии и стоимость изготовления.
Если по своей направленности будущий буклет можно отнести к долгосрочным по воздействию и имиджевым, то чаще будет использоваться полноцветная печать, высокое качество бумаги и её обработки. Буклеты, направленные на решение краткосрочных задач (например, оповещение о промоакции), особенно в средне- или низкоценовом сегменте, могут быть достаточно низкого качества полиграфии и, соответственно, более дешёвыми в изготовлении.
Дизайн изделия напрямую зависит от планируемого типа печати и материалов. Например, производство макета с оригинальной графикой будет необоснованным в случае, если изначально планируется двуцветная печать на бумаге невысокого качества.
Размеры буклета зависят от количества информации, которую в него требуется поместить. Как правило, применяются форматы А6, А5 и А4.
Дизайнерская идея напрямую соотносится с видом буклета по способу складывания. Наиболее распространены следующие виды буклетов, которые делятся в соответствии со способом складывания: на «книжки» – сложенные пополам листы, наиболее простые в изготовлении; «евро» – сложенные в 3 раза листы; различные виды «гармошек» и др. (см. схему).
В данном случае складывание подразумевает некоторое деление информации на смысловые подразделы. В этой связи способ складывания во многом зависит от того, сколько рабочих поверхностей необходимо дизайнеру, чтобы разместить необходимый контент наилучшим образом.
Среди всех полиграфических материалов, используемых в прямых маркетинговых коммуникациях, буклеты являются одним из наиболее распространённых. Буклеты эффективны и не утратили популярности, несмотря на широкое применение информационных технологий.