Бразийак Робер
Бразийа́к Робе́р (Robert Brasillach) (31.3.1909, Перпиньян, департамент Восточные Пиренеи – 6.2.1945, Аркёй, департамент Валь-де-Марн), французский писатель, драматург, критик, публицист.
Родился в семье офицера (погиб в 1914 в Марокко), воспитан матерью и отчимом, с 1918 г. жил в Сансе (департамент Йонна).
Дебютировал как поэт и критик в 1924 г. в газете Le Coq Catalan (Перпиньян), в 1925–1927 гг. обозреватель газеты La Tribune de l’Yonne (Санс). С 1925 г. жил в Париже, окончил лицей Людовика Великого, учился в Высшей нормальной школе (диплом не получил) вместе с М. Бардешем (в 1934 стал мужем сестры Бразийака) и Т. Монье. Взгляды Бразийака сформировались под влиянием Ш. Морраса; знакомство с ним и с А. Массисом помогло его вхождению в литературный мир.
В 1930–1939 гг. сотрудничал в L'Action française и журнале La Revue universelle. Известность принесли первые книги: биография «Присутствие Вергилия» («Présence de Virgile», 1931) и роман «Похититель искр» («Le voleur d’étincelles», 1932), отмеченный влиянием М. Барреса и С.-Г. Колетт. Постоянный автор праворадикальной газеты Je suis partout (1931–1939, 1940–1943), её главный редактор (1937–1939, 1941–1943).
Для романов характерны автобиографические мотивы (прототипы многих героинь – его мать и сестра), темы дружбы и счастья, осмысление опыта и судьбы своего поколения, психологизм в сочетании с яркими бытовыми зарисовками, лиризм описаний, следование классическим образцам в стиле и языке: «Сын ночи» («L’enfant de la nuit», 1934), «Продавец птиц» («Le marchand d’oiseaux», 1936), «Как проходит время…» («Comme le temps passe…», 1937), «Завоевательница» («La conquérante», 1943), «Шесть часов впустую» («Six heures à perdre», 1944). После событий путча 6 февраля 1934 г. увлёкся политикой, что отразилось в романах «Семь цветов» («Les sept couleurs», 1939) и «Пленники» («Les captifs», 1940, не окончен, опубликован в 1963).
Поэзия (впервые собрана в сборнике «Стихи»; «Poèmes», 1944), выдержанная в классической манере, оставалась в тени его прозы до публикации текстов 1944–1945 гг., написанных в тюрьме Френ (близ Парижа) и отмеченных духом стоицизма, веры и прощения («Стихи из Френ»; «Poèmes de Fresnes», 1945).
Р. Бразийак стал фигурой национального масштаба в качестве постоянного литературного обозревателя L'Action française в 1931–1939 гг.; сотрудничал во многих газетах и журналах, но эта часть его наследия не собрана. Откликался на новинки разных жанров (романы, биографии, эссе, путевые заметки), на книги авторов разных поколений, взглядов и школ, поддерживал начинающих, осмысливал влияние и опыт ушедших писателей (М. Баррес, М. Пруст).
Импрессионистическая критика Р. Бразийака чужда эстетической и идейной дидактике, хотя показывает консервативные симпатии автора (игнорирование сюрреализма, невнимание к «левой» литературе). Рассматривая творчество писателя как целое в сочетании с его идейными и эстетическими взглядами, Бразийак положил важнейшие рецензии в основу литературных портретов: сборники «Портреты» («Portraits», 1935) и «Четыре четверга» («Les quatre jeudis», 1944). Страстный театрал, он вёл в разных изданиях хронику спектаклей (не собрана); выпустил сборник портретов «Вдохновители театра» («Animateurs de théâtre», 1935), особо выделив Жоржа и Людмилу Питоевых, с которыми дружил.
В середине 1920-х гг. увлёкся кинематографом, в том числе европейским авангардным и советским пропагандистским. «История кино» («Histoire du cinema», 1935, 5-е дополненное издание, 1964, 2 тома) в соавторстве с М. Бардешем получила широкую известность как одна из первых обобщающих работ.
Придерживаясь националистических, консервативных и антикоммунистических взглядов, Бразийак во 2-й половине 1930-х гг. был противником Народного фронта, поддерживал бельгийское праворадикальное движение «Рекс» Л. Дегреля («Леон Дегрель и будущее "Рекса"»; «Léon Degrelle et l’avenir de Rex», 1936), националистов во время Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. («Кадеты Альказара»; «Les cadets de l’Alcazar», 1936) и «Осада Альказара» («Le siège de l’Alcazar», 1939) в соавторстве с А. Массисом, «История войны в Испании» («Histoire de la guerre d’Espagne», 1939; в соавторстве с М. Бардешем). До капитуляции Франции в 1940 г. оставался германофобом и критиком национал-социализма (очерк «Сто часов у Гитлера» о поездке на съезд Национал-социалистической рабочей партии Германии в Нюрнберге в 1937). Принадлежал к молодым «правым нонконформистам», отвергавшим капитализм, либерализм, демократию, коммунизм и национал-социализм и пытавшимся создать «французский фашизм», синтезируя идеи Ш. Морраса, Ж. Сореля и Б. Муссолини. Свою интеллектуальную, духовную и политическую эволюцию описал в мемуарах «Наше предвоенное» («Notre avant-guerre», 1941; текст без цензурных и автоцензурных купюр опубликован в 1963).
Участник Второй мировой войны 1939–1945 гг., лейтенант пехоты, с июня 1940 по март 1941 гг. находился в немецком плену («Дневник оккупированного»; «Journal d’un homme occupé», 1941–1943, опубликован в 1955, 1-я часть). Освобождённый благодаря хлопотам режима «Виши», продолжал литературную деятельность в оккупированном Париже, что привело к разрыву с Ш. Моррасом, затем с А. Массисом. Формально поддерживая Ф. Петена, Бразийак критиковал режим за нежелание сотрудничать с Германией, выступал за активное участие Франции в создании «нового европейского порядка» и в «крестовом походе против большевизма» (в 1943 вместе с Ж. Дорио посетил Восточный фронт с пропагандистской миссией и наблюдал эксгумацию останков польских офицеров в Катыни), одобрял репрессии против евреев и участников Движения Сопротивления, но не был национал-социалистом («Дневник оккупированного», 2-я часть). В августе 1943 г. покинул газету Je suis partout, считая её позицию чрезмерно прогерманской и профашистской. Печатался в газетах Révolution Nationale, Le Petit Parisien, L’Echo de la France, журнале Chronique de Paris. После ареста матери 14 сентября 1944 г. сдался властям и был предан суду как коллаборант; 19 января 1945 г. приговорён к расстрелу. Несмотря на петицию группы интеллектуалов и литераторов, глава Временного правительства Ш. де Голль отказался заменить казнь тюремным заключением. Расстрелян в форте Монруж.
Посмертно изданы пьесы «Домреми» ("Domrémy", 1933, опубликована в 1961) и «Инсценировка процесса Жанны д’Арк» («Adaptation scénique du procès de Jeanne d’Arc», 1944, опубликована в 1963) о Жанне д’Арк, «Береника» («Bérénice», 1940, опубликована в 1954, поставлена в 1957) – вариация одноимённой трагедии Ж. Расина, переводы пьес У. Шекспира «Гамлет», «Макбет» и «Венецианский купец» (все опубликованы в 1963). Другие произведения: литературные портреты «Корнель» («Corneille», 1938) и «Шенье» («Chénier», 1944–1945, не окончен, опубликован в 1947), «Антология греческой поэзии» (переводы, 1943–1944, опубликована в 1948); многие тексты изданы посмертно. «Полное собрание сочинений» (полное для художественных произведений, кроме юношеских опытов; выборочное для критики и публицистики; 1963–1966) с предисловиями М. Эме, Ж. Ануя, Р. Клера, Т. Монье, А. Массиса, под редакцией М. Бардеша закрепило за Бразийаком статус одного из ведущих французских писателей 1-й половины 20 в.