Монье Тьерри
Монье́ Тьерри́ (Thierry Maulnier; настоящие имя и фамилия Жак Талагран, Jacques Talagrand) (1.10.1909, Алес, департамент Гар – 9.1.1988, Марн-ла-Кокетт, департамент О-де-Сен), французский публицист, критик, драматург.
В 1931 г. окончил Высшую нормальную школу, где подружился с Р. Бразийяком. С 1930 г. печатался в газете L’Action Française; в 1940–1943 гг. работал её ведущим литературным обозревателем. В 1930-е гг. идейный лидер молодых «правых нонконформистов», пытавшихся создать «французский фашизм»; синтезировал идеи Ш. Морраса, Ж. Сореля и Б. Муссолини (эссе «Кризис внутри человека», «La Crise est dans l’homme», 1932; «Ницше», «Nietzche», 1933; «Социалистические мифы», «Mythes socialistes», 1936; «Принципы революционного реализма», «Principes d’un réalisme révolutionnaire», 1937; «За пределами национализма», «Au-delà du nationalism», 1937; «Марксистская мысль» («La Pensée marxiste», 1938, и др.).
В 1940 г., после оккупации Франции во Второй мировой войне 1939–1945 гг., жил в «свободной зоне», поддерживал А. Ф. Петена. В эссе «Франция, война и мир» («La France, la guerre et la paix», 1942), «Насилие и совесть» («Violence et conscience», 1945), высказываясь против сотрудничества с оккупантами, пропагандировал «национальную революцию». С 1943 г. сотрудничал с движением Сопротивления. После войны выступал за европейское объединение против экспансии СССР и США, деколонизации и коммунистической идеологии (эссе «Революция ХХ века», «La Révolution du XXème siècle», 1948; «Лик Медузы коммунизма», «La Face de Méduse du communism», 1951; «Европа создала мир», «L’Europe a fait le monde», 1966; «Письма к американцам», «Lettres aux Américains», 1968, и др.).
Как литературный критик отстаивал классические образцы и ценности, выступал против модернизма и экзистенциализма, осуждал «порчу языка» (очерки «Расин», «Racine», 1935; «Поэзия XVII века», «Poésie du XVIIème siècle», 1945; «Языки», «Langages», 1946; «Литературные наброски», «Esquisses littéraires», 1948; «Смысл слов», «Le Sens des mots», 1976, и др.).
Автор пьес «Жанна и судьи» («Jeanne et les juges», 1949) о Жанне д’ Арк, «Осквернитель» («Le Profanateur», 1950), «Ночной дом» («La Maison de la nuit», 1953), «Секс и ничто» («Le Sexe et le néant», 1960), инсценировок произведений Ж. Бернаноса, А. Мальро, У. Шекспира и др.
В 1970-х гг. сблизился с «новыми правыми». В последние 10 лет жизни, страдая от болезни Паркинсона, диктовал книги философских размышлений: «Странность бытия» («L’Étrangeté d’être», 1982), «Бог в маске» («Le Dieu masqué», 1985), «Утра, которых ты не увидишь» («Les Matins que tu ne verras pas», 1989).
Член Французской Академии (1964).