Массис Анри
Масси́с Анри́ (Henri Massis) (21.3.1886, Париж – 16.4.1970, там же), французский критик, историк литературы, публицист. Родился в семье страхового чиновника. Окончил лицей Кондорсе, где учился у Алена, и Сорбонну (1908).
Дебютировал исследованием «Как Эмиль Золя писал романы» («Comment Émile Zola composait ses romans», 1906) на материале рукописей романа Э. Золя «Западня». Литературные и политические взгляды А. Массиса сложились под влиянием М. Барреса, Ш. Морраса, Ш. Пеги, с которыми он был знаком и к творчеству которых обращался на протяжении всей жизни: книги «Мысль Мориса Барреса» («La pensée de Maurice Barrès», 1909), «Баррес и мы» («Barrès et nous», 1962), «Моррас и наше время» («Maurras et notre temps», 1951, 1961), «Пеги среди нас» («Péguy parmi nous», 1965).
Бурную дискуссию вызвали написанные Массисом в соавторстве с психологом А. де Тардом (1880–1925) под общим псевдонимом Агатон книги «Дух новой Сорбонны» («L’ésprit de la nouvelle Sorbonne», 1911) и «Сегодняшняя молодёжь» («Les jeuns gens d’aujourd’hui», 1913). Первая обвиняла руководство и профессуру Сорбонны в «германизации» образования и придании ему антинационального характера путём пропаганды германской философии и леволиберальных трактовок национальной истории. Вторая утверждала, что французскую молодёжь, которую авторы назвали «поколением возрождённой гордости», характеризуют такие черты, как «вкус к действию», «патриотическая вера», «католическое возрождение», «политический реализм» и «моральная жизнь».
Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. пошёл в действующую армию рядовым пехотинцем-добровольцем, был тяжело ранен, закончил войну лейтенантом. Сборники воспоминаний и эссе «Впечатления войны. 1914–1915» («Impressions de guerre. 1914–1915», 1916) и «Жертвоприношение. 1914–1916» («Le sacrifice. 1914–1916», 1917), памфлеты «Ромен Роллан против Франции» («Romain Rolland contre la France», 1915) и «Лютер, пророк германизма» («Luther, prophète du germanisme», 1916) положили начало его широкой известности. Написанный Массисом манифест «За партию ума» (Le Figaro, 19 июля 1919) – ответ на манифест Р. Роллана и А. Барбюса «Декларация независимости Духа» (L’Humanité, 26 июня 1919) – показал его как лидера молодых консервативных интеллектуалов. Соредактор (1920–1936) и главный редактор (1936–1944) журнала La Revue universelle, связанного с газетой L’Action française.
Для А. Массиса, провозглашавшего критика наставником писателя, характерно особое внимание к идейной и духовной стороне творчества; нравственное и политическое влияние он считал более важным, чем литературные достоинства произведений. Высоко оценивая М. Барреса, Ш. Морраса, Ш. Пеги, П. Клоделя, с оговорками – М. Пруста и П. Валери, он критиковал Э. Ренана и А. Франса за скептицизм и пессимизм, Р. Роллана за интернационализм и социализм, А. Жида за аморализм, разрушение семейных ценностей, симпатии к коммунизму: сборники статей «Суждения» («Jugements», 1923–1924, 2 тома), «Размышления об искусстве романа» («Réflexions sur l’art du roman», 1927), «Десять лет спустя. Размышления о послевоенной литературе» («Dix ans après. Réflexions sur la littérature d’après guerre», 1932), «Драма Марселя Пруста» («Le drame de Marcel Proust»; 1937), «От Андре Жида до Марселя Пруста» («D’André Gide à Marcel Proust», 1948) и др.
В статьях на религиозно-философские и морально-нравственные темы отстаивал традиционные христианские ценности в католической интерпретации, духовный и социальный авторитет церкви, критиковал атеистов, агностиков и «левых» католиков-модернистов: сборники статей «Споры» («Débats», 1934), «Лица идей. Темы и дискуссии» («Visages des idées. Thèmes et discussions», 1958), «От человека к Богу» («De l’homme à Dieu», 1959).
Известность как политическому философу принесла книга «Защита Запада» («Défence de l’Occident», 1927). Понимая под «Западом» романско-католическую часть Европы как наследницу эллинизированного христианского Рима, Массис считал его единственной «цивилизацией», в которую включал Францию, Бельгию, католическую часть Германии и Швейцарии, Италию, Испанию и Португалию. Это объясняет его симпатии к Б. Муссолини (с оговорками политического характера), Ф. Франко и А. Салазару: сборники интервью «Вожди. Диктаторы и мы» («Chefs. Les dictateurs et nous», 1939) и «Салазар лицом к лицу. Три политических диалога» («Salazar face à face. Trois dialogues politiques», 1961). Врагами «Запада» Массис называл «германский идеализм» (О. Шпенглер, Г. Кайзерлинг, позднее национал-социализм), «славянский мистицизм» (включая панславизм и большевизм как его политические формы), «азиатский пантеизм» (Р. Тагор, М. Ганди). Концепцию А. Массиса критиковали Н. А. Бердяев, Р. Генон.
Тезис о враждебности германской и русской цивилизаций «Западу» Массис развил в книгах «Тридцатилетняя война. Судьба поколения. 1909–1939» («La guerre de trente ans. Destin d’un âge. 1909–1939», 1940), «Открытие России» («Découverte de la Russie», 1944), «Германия вчера и послезавтра» («Allemagne d’hier et d’après-demain», 1949), «Запад и его судьба» («L’Occident et son destin», 1956). Осудил санкции против Италии во время итало-эфиопской войны 1935–1936 гг. («Манифест французских интеллектуалов в защиту Запада и мира в Европе», «Le Temps», 4 октября 1935), поддержал националистов в гражданской войне в Испании [книга «Кадеты Альказара» («Les cadets de l’Alcazar», 1936, в соавторстве с Р. Бразийаком)].
Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. – капитан, офицер штаба 2-й армии. Поддержал режим «Виши». Член Национального совета (1941), входил в окружение маршала Ф. Петена, с которым связывал надежды на возрождение Франции на основе традиционных духовных, идейных и социальных ценностей: эссе «Идеи остаются» («Les idées restent», 1941). После войны выступал против воссоединения Германии и политики деколонизации. После смерти Ш. Морраса (1952) считался патриархом «правых» французских интеллектуалов, но не претендовал на политическую роль.
Большая литературная премии Французской академии (1929). Награждён орденом Почётного легиона (1918), Военным крестом (1940). Член Французской академии (1960).