Беккер Оскар
Бе́ккер О́скар, Оскар Иоахим Беккер (Oscar Joachim Becker) (5.9.1889, Лейпциг – 13.11.1964, Бонн), немецкий философ, логик, математик и историк науки. Ученик Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Наряду с Хайдеггером считался один из самых талантливых и перспективных последователей Гуссерля. Принадлежал к феноменологическому направлению философии, но использовал также идеи философской герменевтики. Внёс значительный вклад в историю математики, особенно античной.
Биографические сведения
Родился в Лейпциге. В родном городе посещал престижную школу Святого Фомы. Затем изучал физику, химию и психологию в Нью-колледж Оксфордского университета. Благодаря учёбе в Оксфорде Беккер получил возможность соотносить свои исследования, которые выполнялись в основном в рамках феноменологической и герменевтической философии, с достижениями тех направлений философии, которые развивались в англоязычной среде. После учёбы в Оксфорде Беккер возвращается в Лейпциг, где продолжает учёбу в университете. Здесь он осваивает математику, теоретическую физику, археологию, историю искусств и философию. В 1914 г. защищает докторскую диссертацию по математике «О разложении многоугольника на непересекающиеся треугольники на основании аксиом сочетания и порядка» у О. Хельдера и К. Рона.
В 1915–1918 гг. Беккер принимает участие в сражениях Первой мировой войны как на западном, так и на восточном фронте.
После окончания войны вернулся к науке. Перед ним стоял выбор: продолжить изучение математики под руководством Д. Гильберта или возобновить занятия философией под руководством Э. Гуссерля. Ранее оба преподавали в Гёттингенском университете, но после 1916 г. Гуссерль перебрался во Фрайбург, став там профессором, и совмещать эти возможности для Беккера уже не представлялось возможным. Беккер сделал выбор в пользу философии и отправился во Фрайбург вслед за Гуссерлем.
Во Фрайбургском университете Беккер посещает занятия, проводимые Хайдеггером. Особое впечатление на философа произвели хайдеггеровская идея герменевтики фактичности, от которой, позитивно или негативно, он нередко отталкивался и в своих собственных трудах.
В 1922 г. (по другим данным – 1923) Беккер защищает габилитационную диссертацию «К феноменологическому обоснованию геометрии и её применений в физике». После защиты он становится, наряду с Хайдеггером, ассистентом Гуссерля. Известно, что именно на этих двух своих учеников Гуссерль возлагал надежды в деле завершения его феноменологического проекта: на Хайдеггера – в сфере гуманитарных наук, на Беккера – в области естественных наук и математики. В 1927 г. в 8-м томе «Ежегодника по философии и феноменологическому исследованию» выходит один из его самых полных и развёрнутых трактатов Беккера в сфере философии, который принято считать его opus magnum: «Математическое существование. Исследование по онтологии и логике математических феноменов». В том же томе «Ежегодника» было опубликована и работа «Бытие и время» Хайдеггера.
Труд Беккера увидел свет в том же самом томе «Ежегодника», что и «Бытие и время» Хайдеггера.
В том же году Беккер становится экстраординарным профессором Фрайбургского университета. В 1928 г., после смерти М. Шелера, входит в редколлегию «Ежегодника по философии и феноменологическому исследованию», в работе над которым он и до этого неофициально принимал участие. В этот период он пишет работу «О хрупкости прекрасного и авантюризме художника. Онтологическое исследование в эстетической области феномена», которая увидела свет в 1929 г. в посвящённому 70-летию Гуссерля приложении к 10-му тому «Ежегодника».
В 1931 г. Беккер принимает приглашение на должность ординарного профессора истории математики в университете Бонна. Здесь до начала Второй мировой войны он ведёт семинар по истории математики совместно с О. Тёплицем. В 1930-е гг. развивает т. н. нордическую метафизику, что впоследствии послужит поводом для признания его тогдашних взглядов близкими к национал-социалистическим. В 1943 г. выходит статья Беккера, которую можно считать программной: «Пара-экзистенция. Человеческое Dasein и Dawesen».
В Боннском университете Беккер преподаёт до 1946 г., когда оккупационные власти лишают его права на преподавание из-за политической неблагонадёжности. Хотя философ и не был никогда членом НСДАП, некоторые его работы 1930–1940-х гг. дали основание для такого решения. К преподаванию он возвращается в 1951 г. и служит в должности профессора Боннского университета до выхода на пенсию в 1955 г.
Философия
В центре исследовательского интереса Беккера феномены разного плана. Это и проблема онтологического статуса математического объекта, и модальная логика, и сущность эстетического феномена, и проблемы, близкие сфере философской антропологии. Он декларирует необходимость разработки т. н. параонтологии в дополнение к фундаментальной онтологии Хайдеггера. Параонтология имеет дело не с сознательным брошенным в историю человеческим существом, но с его бессознательно-природным измерением, которое выводит человека за пределы исторической конечности. Беккер известен также как интерпретатор текстов, принадлежащих истории философии, – работ Г. В. Лейбница, Ф. В. Шеллинга, К. В. Ф. Зольгера, Ф. Ницше и др.
Общую метафизическую позицию Беккера реконструировать достаточно трудно. Во-первых, почти все его работы, независимо от их объёма, посвящены разбору проблем специальных предметных регионов. Как философ он заявил о себе прежде всего в таких разных областях философского исследования, как философия математики (вопрос о способе существования математических объектов) и эстетика (вопрос о сущности эстетического феномена). Эти исследования, безусловно, предполагают некоторую общетеоретическую позицию, но она не артикулируется в трудах Беккера достаточным образом. Во-вторых, там, где он все-таки вводит собственные понятия и строит собственные концепции, он делает это, как правило, в качестве противопоставления уже сложившимся понятиям и концепциям. Так, понятие параонтологии он вводит в противовес хайдеггеровскому понятию онтологии, а понятие параэкзистенции – хайдеггеровскому понятию экзистенции. Это создаёт впечатление, что теории Беккера не обладают каким-либо достаточным положительным содержанием, представляя собой исключительно критику и дополнение чужих теорий.
Однако некоторые тексты Беккера все же позволяют судить о позитивном содержании его основных метафизических тезисов. Наиболее показательна в этом отношении работа «Пара-экзиcтенция. Человеческое Dasein и Dawesen».
Беккер считает, что метафизика не должна ограничиваться только онтологией. Последнюю следует дополнить параонтологией – учением о сущностном измерении вещей и их пребывании. В отличие от онтологии, принципом которой выступает онтологическая дифференция, в параонтологии – это параонтологическая индифференция. Смысл её состоит в утверждении совпадения сущности с тем, сущностью чего она является. Иными словами, параонтологическая индифференция – это тезис тождества сущности и существующего. Она противостоит трансценденции сущего бытием как «интрансценденция», т. е. неустранимость сущности из существующего.
Специфические выводы из тезиса параонтологической индифференции вытекают для учения о человеке. Бытие человека, по Беккеру, не ограничивается, как в онтологии Хайдеггера, экзистенцией. Ему принадлежит также и пара-экзистенция. Беккер говорит, что «человек существует не только пребывая (ist daseiend), но и пресутствуя (ist dawesend)» (Беккер О. Пара-экзистенция. С. 119). Человек – это не только пребывание (Dasein), но и пресутствие (Dawesen – неологизм, специально введённый Беккером для обозначения пара-экзистенциальной стороны человеческого существа). На языке Беккера это означает, что человек не только конечен, всецело погружён в историю, но и неразрывно связан с внеисторическими сферами существующего. В этих сферах он также соотнесён с бесконечным. К параонтологическому измерению бытия человека принадлежат два уровня. Во-первых, это сфера природно-бессознательного. Она трактуется философом как предысторическая: круговорот природного бытия не подвластен истории. Во-вторых, это сфера надысторического, область абсолютного духа, «вечных идей». Сюда относятся «вечные истины» математики, неподвластные ходу времени великие произведения искусства, нравственные правила.
Именно этой общей метафизической установкой мотивируется исследовательское внимание Беккера к таким, казалось бы, разноплановым предметам, как математическое существование и эстетический феномен.
В философии математики Беккера интерес представляет сама попытка «встроить "математическое существование" во взаимосвязь человеческого Dasein, которая должна рассматриваться как всеобъемлющая основополагающая взаимосвязь интерпретации вообще» (Беккер, «Математическое существование». С. 1). Таким образом, базой для прояснения онтологического статуса математических предметов у Беккера выступает хайдеггеровская герменевтика фактичности. В частности, Беккер пытался возвести арифметическую операцию счета к конститутивному для бытия Dasein феномену бытия к смерти.
Позиции Беккера в философии математики можно также описать как конструктивистские и близкие к интуиционизму Л. Брауэра. Беккер сделал определённые шаги в направлении формализации интуиционистской логики последнего. Известна критика Беккера в адрес Д. Гильберта в связи с его финитизмом и некорректным, как считал Беккер, пониманием статуса потенциальной бесконечности. В истории математики особое внимание Беккер уделял античным авторам.
В области эстетики Беккер, следуя К. В. Ф. Зольгеру, полагал, что главная черта эстетического феномена – его «хрупкость». Подлинно гениальное произведение искусства всегда представляет собой синтез природной необходимости и реализуемой в истории свободы, соответственно бессознательного и сознательного. Опыт искусства, в силу этого, высвобождает человеческое существо из погружённости в историю, главной действующей силой которой, по Беккеру, являются сознательные решения. Так, в бытии художника ключевую роль играют случай, удача, позволяющие ему непреднамеренно создавать истинные шедевры. Историческое бытие человека тягостно; бытие творца, созерцающего удавшийся ему шедевр, напротив, «свободно», «приподнято», здесь «берёт свое начало "свободная благосклонность природы", принципиально неисторичная, успешная и авантюрная судьба художника». (Беккер О. «О хрупкости прекрасного», с. 157). Конститутивным для такого опыта искусства Беккер признаёт параэкзистенциал вознесённости (Getragenheit), выражающий способность искусства словно бы поднимать, возносить конечное историческое бытие человека над тем, что Хайдеггер обозначил в качестве экзистенциала брошенности (Geworfenheit), в сферу бесконечного, природного.
Влияние
По ряду причин, включая его личную скромность, при жизни влияние Беккера не было таким значительным, каким, вероятно, могло бы быть. Тем не менее среди его учеников были такие видные интеллектуалы, как М. Бензе, П. Лоренцен, Х. Злуга, Ю. Хабермас, К.-О. Апель, К.-Х. Ильтинг, Г. Шмитц, Э. Штрёкер. В последнее время внимание к наследию Беккера растёт.