Нерсес Шнорали
Нерсе́с Шнорали́ [Нерсес Благодатный, Ներսես Շնորհալի; Нерсес Клаеци (Клаэнский), Ներսես Կլայեցի] (1101, по другим сведениям, 1102, крепость Цовк, Киликия – 13.8.1173, крепость Ромкла, там же), армянский поэт, церковный деятель, святой Армянской апостольской церкви.
Правнук Григора Магистра, сын князя Апирата Пахлавуни. Получил образование в школе при монастыре Кармир в Киликии; в 16 лет стал монахом. В 1126 г. рукоположен в епископы; с 1166 г. католикос Киликийской Армении Нерсес IV. Стремился вернуть патриарший престол в древнюю столицу Армении Ани; в годы своего патриаршества наладил связи с крупнейшими монастырями Армении. Считал, что разделение на конфессии противоречит духу Евангелий и Божией воле, и прилагал усилия для воссоединения христиан. Участвовал в Антиохийском соборе (1141), положившем начало общению Армянской и Римско-католической церквей. Вёл переговоры об унии Армянской и Греко-православной церквей с византийским императором Мануилом I Комнином и константинопольскими патриархами, для чего составил «Изложение веры Армянской церкви» (до 1170). Полагал, что в условиях государственной раздробленности Армянская церковь способна заменить институты власти и консолидировать народ перед угрозой мусульманского завоевания.
Литературное наследие Нерсеса Шнорали очень велико и сохранилось почти без потерь. Поэма «Сказ в стиле Гомера о гайканском народе» (1121) – поэтическое переложение «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, первое в армянской литературе историческое произведение в стихах. Основанная на реальных событиях «Элегия на взятие Эдессы» (1145–1146; в русском переводе частично опубликована в 1940) – первый в армянской литературе опыт историко-патриотической поэмы-плача. Автор поэм: «О небе и светилах» (1160), «Слово о вере» (1151, опубликована в 1647), «Иисус Единородный Сын Отца» (8000 стихов; 1152, опубликована в 1643) – стихотворное переложение Ветхого Завета и четырёх Евангелий, «Исповедую верой» (опубликована в 1652) и др.
Среди других сочинений: духовные песнопения, послания, речи, проповеди. Нерсес Шнорали первым из армянских поэтов применил приём олицетворения, ввёл разнообразные рифмы, распространил метрику светской любовной лирики на жанры религиозной поэзии. Его перу принадлежат около 300 загадок в стихах, часть которых заимствована из фольклора.
Переработал и дополнил Шаракноц (Гимнарий; сборник шараканов), Патараг (Литургиарий), Жамагирк (Часослов), систематизировал годовой цикл армянских церковных песнопений, дополнив его собственными мелодиями. Совершенствовал систему хазов (невменных знаков древнеармянской монодии). Свыше 200 мелодий Нерсеса Шнорали сохранились в средневековых рукописях, а также в сборниках, составленных в 19 в. (записаны новоармянской безлинейной нотацией).