Ареальные исследования в российской этнографии
Ареа́льные иссле́дования в росси́йской этногра́фии, вариативные исследовательские практики (метод, направление исследований) в этнологии, культурной антропологии, а также смежных дисциплинах (языкознании, фольклористике), которые ориентированы на методы типизации (на основании распространения в пространстве определённых элементов языка, фольклора, культуры и т. д.) как основы определения ареалов (от лат. area – площадь, пространство).
В своих истоках ареальные исследования восходят к практикам картирования. Карты в виде ареалов, фиксирующие народонаселение различных стран, появились в Европе и в России к 17 в. Интерес к картированию в 18 в. был связан с формированием национальных государств и их административно-территориальным структурированием. В 19 в. в России были изданы Этнографический атлас Европейской России (1848) и Этнографическая карта Европейской России (1851), подготовленные при поддержке Русского географического общества. В 1868 г. появилась Этнографическая карта Азиатской России, где были выделены ареалы 20 народов с указанием их численности. В 1875 г. выпущена Этнографическая карта Европейской России, на которую были нанесены ареалы 46 народов Европейской России, Финляндии, Прибалтики, Закавказья, Украины, Беларуси, Молдавии.
При подготовке первых лингвистических атласов использовались методы фиксации территориального распространения отдельных языков. В конце 19 в. к этому добавились методы формирующейся ареальной лингвистики, а также исследованиями представителей миграционной школы в фольклористике, которая поставила проблему миграции сюжетов и рассеивания мотивов. Большую роль в развитии ареальных исследований сыграли концепции антропогеографии и «культурных кругов» («кругов народов»; Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт и др.). Антропогеография предполагала соединение географического, историко-культурного, социально-экономического и политического аспектов в описании земного пространства, народов и государств. Этот же подход во многом определил содержание фундаментального Атласа Азиатской России (1914).
Идеи антропогеографии в России популяризировал журнал «Землеведение» (1894–1921) под редакцией Д. Н. Анучина, который писал о перспективности исследования «центров и областей культур» (Анучин. 1916. С. 15). В 1920–1930-е гг. российские учёные использовали категории «этногеографическая зона» (В. Г. Богораз), «технико-хозяйственный ареал» (П. Ф. Преображенский), «культурные районы» (Д. К. Зеленин). Богораз рассматривал типы культур и закономерности их возникновения в эволюционной перспективе, с привязкой к географическим условиям.
В российской науке послевоенных десятилетий ареальные исследования были традиционно связаны с этногеографией и этнографическим картированием. Интерес к этнографическому (этнонациональному) картированию в СССР начиная с 1940-х гг. был связан с демаркацией внешних и внутренних границ. В 1951 г. опубликована первая учебная карта народов СССР. Сектор этнографической статистики и картографии (руководитель П. И. Кушнер) Института этнографии разрабатывал принципы картирования. Советские учёные стали участниками Постоянной международной комиссии по историко-этнографическим атласам, созданной в 1953 г. Широкий диалог в этой сфере обеспечивал координацию работ учёных различных стран в области теории и практики этнографического картирования.
В 1955 г. оформились теории хозяйственно-культурных типов (ХКТ) и историко-этнографических / историко-культурных областей (ИКО), разработанные на материалах Сибири (М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров). С опорой на типологические исследования, а также с учётом опыта школы культурных ареалов в США (К. Уисслер, А. Крёбер) советскими учёными разработана иерархия ИКО, которые делились на районы и, в свою очередь, входили в историко-этнографические / историко-культурные провинции. В границах Евразии выделены 10 провинций. Теория получила воплощение в публикации серии историко-этнографических атласов. Первым в 1961 г. издан Историко-этнографический атлас Сибири под редакцией М. Г. Левина и Л. П. Потапова. В 1967 г. появилось издание «Русские. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда», а в 1970 г. – «Русские... Из истории русского народного жилища и костюма». Также сотрудниками Института этнографии АН СССР были изданы историко-этнографические атласы Средней Азии и Казахстана (1971), Урала и Поволжья (1976), Грузии (1980), Прибалтики (1985–1986). Содержание атласов, помимо типологического подхода, определяли методы компонентного анализа и ареального моделирования.
Работа советских этнографов по подготовке национальных атласов опирались на представления о взаимосвязи народов и их культур с окружающей природной средой и ландшафтом, изучаемых в рамках разработки теорий этноса (Л. Н. Гумилёв, Н. Н. Чебоксаров, С. А. Арутюнов, В. В. Пименов). Сложившийся на основе этих представлений концепт этнической территории стал основой ареальных исследований. Анализ этногенеза и этнической истории предполагал возможность совмещения лингвистических, культурных и этнических ареалов в прошлом и настоящем. Такой подход послужил основанием для реконструкции динамики этнокультурного развития различных сообществ.
Подготовка и выход этнографических атласов совпадали с развитием лингвистической географии и диалектологии в СССР. На основе ареального подхода, утвердившегося в рамках этого направления, были проведены исследования, ставшие основой серии диалектологических атласов. Использованные в них концепты «языкового» («диалектного») и «культурно-исторического» ареалов соотносились с реалиями этнических языков и культур на синхронном и диахронном уровне, с учётом межкультурных взаимодействий. Важную роль сыграли обобщения, сделанные на основе ареальных исследований в российской и мировой фольклористике. В 1983 г. теория и практика ареального картирования (как направления и метода) были обобщены в монографии «Ареальные исследования в языкознании и этнографии (язык и этнос)» (ответственный редактор Н. И. Толстой). На примерах лингвистических общностей Европы, Азии, Америки в этой работе были рассмотрены принципы выделения диалектов и языков в лингвогеографическом аспекте, а этнических групп и народов – в историко-этнографическом.
С 1990-х гг. системный характер в этой области имели работы российского этнолога, археолога и фольклориста Ю. Е. Берёзкина, под руководством которого сформирована база данных, на 2020 г. содержавшая информацию о распространении более 2 тыс. мотивов из многих сотен этнокультурных традиций мира. Эта база, опирающаяся на возможности ареального картирования, обладает большим потенциалом для дальнейшего развитии компаративистики и исторических исследований на основе фольклора.
Интеграция этнографии, археологии, языкознания и фольклористики в формате ареального подхода сохранила актуальность в российской науке вплоть до современности. Одним из фундаментальных изданий в этой области является Атлас Азиатской России 2008 г., подготовленный при участии Института этнологии и антропологии РАН и региональных научных центров.
С 2009 г. новым стимулом к развитию ареального подхода является концепция локальных и магистральных культур, сформулированная А. В. Головнёвым в работе «Антропология движения». Согласно этой концепции, локальные культуры формировались на основе экоадаптации, а магистральные являли собой механизм освоения социальных ресурсов и глобальных пространств. Последние синтезировали локальные культуры в сложные сообщества, которые в разные эпохи имели вид археологических культур, языковых семей, государств. Интерпретация развития культур и народов Евразии сквозь призму антропологии движения стала важным инструментом в методологии современной российской этнографии.