Амусго
Аму́сго [amuzgo; самоназвание – ньаннкуэ, «люди посредине» (между горами)], индейский народ в Мексике.
Живут в предгорьях и горах южной части Западной Сьерры-Мадре и примыкающей части прибрежной тихоокеанской равнины на территории историко-культурной области Коста-Миштека («Береговая Миштека» – по обеим сторонам границы между штатами Герреро и Оахака), а именно на крайнем западе штата Оахака (в муниципалитетах Сан-Педро-Амусгос, Санта-Мария-Ипалапа и Путла), на востоке и юго-востоке штата Герреро, в регионе Коста-Чика («Малый Берег», муниципалитеты Сочистлауака, Тлакоачистлауака и Ометепек); а также, небольшими анклавами, в штатах Морелос, Пуэбла и Мичоакан. Численность составляет около 50 тыс. человек (47,5 тыс. человек; 2010, перепись), из которых более 41 тыс. человек в Герреро и более 8 тыс. человек в Оахаке.
Говорят на языках амусго (амузго, амусга) миштекской группы большой сапотекской ветви отомангейских языков.
Этноним амусго (амусга) происходит, скорее всего, от перевода самоназвания на астекских языках: амочко/амучко/мусго – «[люди] между горами»; альтернативная этимология: от амашко/амошко – «[люди] места книг/мхов/водорослей/облачной воды» и др.
Общее самоназвание – недавнего происхождения: по наименованию главного города муниципалитета (пуэбло-кабесеры) Сан-Педро-Амусгос, жители которого именуют себя цхон нон («люди мягкой пряжи», прядильщики, ткачи). На миштекских пиктографических полотнищах из оленьей кожи (льенсос) середины 16 в. поселение Амусгос обозначено пиктограммой в виде мотка хлопковых нитей, с тёмным семенем хлопка на нём, и топонимом Ньюньама – «место мотка из хлопка».
Язык, который амусго именуют ньомндаа или хньюнда («язык [людей] воды»; также в смысле: «чистый, журчащий, свободно льющийся»), подразделяется на 2 группы идиомов; они соответствуют территориально-культурному делению амусго на западных [идиомы южный и северный, или геррерский, ньомндаа (иначе: амусго Сочистлауаки)] и восточных [2 идиома – верхний, или оахакский (иначе: амусго Сан-Педро-Амусгос, цхон нон), и нижний (или амусго Ипалапы, цо'тийо)]. Ареалы западной и восточной групп разделены территориями, занятыми миштеками и метисами.
Среди амусго высок процент монолингвизма и неграмотности. В Оахаке монолингвы составляют в среднем 20 %, в Герреро – 50 %; около половины амусго (в основном мужчины) владеют также испанским языком. На востоке Герреро население, говорящее на испанском и/или на астекских языках, использует амусго как второй или третий язык. Письменность на основе латинской графики. В начальной школе дети учатся читать и писать на амусго; в средней школе первым языком является испанский.
Большинство верующих – католики; в последние 30–40 лет усилилось влияние протестантизма [пятидесятники; растёт также число последователей Свидетелей Иеговы (организация запрещена в РФ), членов церкви «Свет миру»]. В мировоззрении и ритуальных практиках христианство переплетено с автохтонными верованиями и культами.
Исторический очерк
Согласно этногенетическим преданиям, амусго пришли на тихоокеанское побережье региона Коста-Чика и запада региона Коста в штате Оахака со стороны моря, из Ндиюаа шеннкуе – «Земли посредине» (видимо, преломление мифа о первоначальных водах, окружающих место происхождения прародителей). Историки предполагают 2 пути их миграции: с северо-запада (среднего течения реки Бальсас на границе современных штатов Мичоакан и Герреро) и с севера – из штата Идальго на Центрально-Мексиканском нагорье. Согласно ацтекской легендарной традиции, амусго вместе с миштеками мигрировали с севера в озёрный край, расположенный при впадении в Атлантический океан рек Тамеси и Пануко в Восточной Мексике, откуда ушли на Центральное нагорье и обосновались в городе Тулан; затем двинулись на юго-восток, в регион Чолула, и далее – на юг, до побережья Оахаки. Мнение о том, что народ амусго и вся семья ото-манге происходят из северо-западных земель Южной Америки, – пока не верифицированная гипотеза.
По данным миштекских кодексов, в 11 – начале 12 вв. миштеки отвоевали земли амусго и присоединили их к своему «княжеству» (касиказго, сеньории) Тилантонго. Считается, что до этого времени амусго жили свободными общинами, некоторые из которых составляли ядро растущих вождеств. В 14 в. восточные амусго стали данниками миштекского княжества Тутутепек; с середины 14 в. попали под власть ацтеков. Миштекские и ацтекские вторжения вытесняли амусго с побережья в горы.
П. де Альварадо начал завоевание Герреро и Оахаки в 1522 г. Испанцы застали на побережье, кроме амусго, миштеков и родственных тепанекам йопе.
Испанское завоевание (Конкиста) повлекло за собой обращение в христианство (с 1563) и рабский труд на землях энкомьенд и рудников. Система принудительного труда на плантациях сахарного тростника и кошенили в огромных латифундиях и в скотоводческих асьендах, а также выплата ежегодной ренты за пользование землёй сохранялись вплоть до революции 1910–1917 гг.
Резкое сокращение населения в результате индейских восстаний и эпидемий в 16–17 вв. привело к ввозу африканских рабов. Многие из них сбегали и добирались до Коста-Чики. В результате в 18 в. доминирующим населением на побережье и в предгорьях стали миштеки, афромексиканцы и ладино (метисы); амусго покинули свои селения и ушли в горы.
В постколониальное время (с 1821), после обретения Мексикой независимости, амусго пострадали от насильственного захвата общинных земель метисами (в сговоре с аграрными властями на местах). Кроме того, в Герреро установилась власть касиков – лидеров нового типа – и касиказго (территория под управлением касика) стало характерной чертой местной политической организации. Целью касиков (нередко неформальных) была защита собственных и близких им фракционных экономических интересов с помощью создания клиентуры, которая своей поддержкой гарантировала бы их власть. Ныне касики выступают, в частности, против выборов в органы власти и скрыто поддерживают движения, прибегающие к физическому насилию. Таков один из факторов высокого уровня коррупции, насилия и бедности в Герреро (67 % населения).
С 19 в. индейско-испанские метисы (ладино) стали доминирующей в политическом и экономическом отношении группой. После революции, в 1933–1934 и 1967 гг., государство возвратило земли амусго в форме эхидо. Сочистлауака («Долина цветов», с 1563 административно-религиозный центр амусго Герреро; в 1837–1932 муниципалитет) в 1934 г. восстановлен в статусе муниципалитета, в котором ныне проживает самая большая традиционная община амусго.
Этнографическое описание
Хозяйство
Основное занятие – подсечно-огневое земледелие; распространяется пашенное земледелие [кукуруза, фасоль, тыква, кабачки, перец чили, томаты, камоте (батат), хикама (Pachyrhizus erosus), авокадо, бананы, манго, цитрусовые, папайя, сапоте, мамей (Pouteria sapota), нанче (Byrsonima crassifolia), кунжут, арахис, кокосы, хлопок и сахарный тростник]; гибискус («цветок Ямайки»), сезам (ахонхоли) и тамаринд сажают только на продажу. Существуют 2 основные категории собственности на землю – общинная и эхидо.
В меньшей степени занимаются скотоводством – разводят коз, овец, свиней, мулов, домашнюю птицу; очень немногие семьи могут позволить себе держать корову. Большими стадами и фермами владеют только ладино. Земледелие и домашнее животноводство обеспечивают нижний край прожиточного минимума для 44 % семей. Охота (на оленей, кроликов и птиц), рыболовство (резко сократилось из-за загрязнения рек) и собирательство играют подсобную роль.
Ремёсла
В профессиональных ремёслах заняты 3 % мужчин и более 13 % женщин. Мужчины работают в поле и плотничают для дома; на побережье и в предгорьях плетут гамаки, сети и большие рюкзаки из волокон агавы (иштле), делают корзины из пальмовых листьев и бамбука. В Сочистлауаке делают мачете с надписями, типичными для региона. Во многих городах (пуэбло) распространено производство лёгких пустотелых кирпичей – табике (от араб. тасбик) – и праздничных петард. Главное занятие большинства женщин – ткачество, в меньшей степени – гончарство (лепная керамика, в основном кухонная утварь), плетение циновок и сумок из покупного волокна агавы. Женщины делают также свечи из пчелиного воска и шарики из смолы копаловых деревьев (Bursera bipinnata), которые используются как ритуальное благовоние.
Узорное разноцветное ткачество («стиль амусго») – важная часть культуры и экономики (обеспечивает доход до 35 % семей). Женщины известны как прекрасные ткачихи. Несмотря на то что нитки и ткани фабричного производства намного дешевле, амусго продолжают древнюю традицию ткачества из дикого коричневого хлопка (тсма туи; Gossypium mexicanum) койючи (цвета шерсти койота) – на вертикальных ручных станках.
Широко распространённый ранее в Мексике до Конкисты, койючи ныне используют в основном только амусго. Сырец собирают, волокна очищают от семян и измельчают; длинными тонкими палками из мексиканского бамбука (отате, Otatea acuminata) койючи, разложенный на циновке, долго стегают. Часто используют также покупной белый хлопок-сырец. Прядут с помощью веретена с керамическим пряслицем (малакате), которое вращается в маленькой чашке. Пряжу окрашивают растительными красителями (из кошенили, индиго, ветвей нанче, цветков календулы и др.). Ткут уипили (разновидность туники прямого кроя), блузки, юбки, ребосо (платки-накидки), покрывала, скатерти и салфетки. Существуют разные техники ткачества и вышивания. Известные ткачихи в Сочистлауаке делают двустороннюю «парчу» из разноцветных уточных нитей. Ткачихи продумывают цвета основы, утка́ и дополнительных ярких уточных нитей для орнамента. Сверху горизонтальные полосы тканного орнамента дополняются вышивкой. Все изделия украшаются рисунками (геометрическим, растительным, зоо- и орнитоморфным орнаментом, среди которого – персонажи мифов: двуглавый орёл, черепаха, собака и др.). Орнаменты составляют особый графический язык и передаются из поколения в поколение. Девочки начинают ткать в 7–8 лет, подражая матерям; отцы делают для них поясные станки; в 11–12 лет ткут себе первые уипили; мастерство приходит к 25–30 годам. В кабесерах работают ткацкие кооперативы. Некоторые ткачихи имеют собственные лавки в больших пуэбло.
Поселение и жилище
Традиционное жилище прямоугольное в плане; строится из жердей, тростника или отате, обмазанного глиной, или из кирпича-сырца (адоб); коническая крыша крыта обычно пучками травы или листьями пальмы; земляной пол покрыт циновками; внутри – очаг из трёх камней, семейный алтарь, простейшая деревянная мебель. В маленьком дворе под навесами – кухня, место, где ткут женщины, и загородки для домашних животных и птицы. На ранчериях (касериях) в жарких низменностях Косты сохраняется круглое жилище с конической соломенной крышей (редондос). Считается, что круглые дома, которые заимствовали как амусго, так и миштеки и ладино, – влияние афромексиканцев. В муниципальных кабесерах и больших деревнях дома в основном прямоугольные одно- или двухкамерные, со стенами из адоба, кровлей из черепицы, пальмовых листьев или соломы. Хозяйственные постройки круглые в плане.
Поселения в городках и деревушках (квадрильяс, парахес) нерегулярной планировки, компактные в центре и рассредоточенные по периферии. В кабесерах, в их центре, живут метисы, на окраинах – обычно индейцы (что позволяет им содержать домашних животных, выращивать лекарственные и декоративные растения, быть ближе к засеянным полям и ограждённым выпасам).
Одежда
Традиционная одежда сохраняется только у женщин. Главный её элемент – длинный домотканный чуэй (уипиль). Повседневные уипили, тем более праздничные, искусно украшены. Чуэй надевается поверх длинной, до щиколоток, юбки, в прошлом запашной; ныне чаще сшитой в сборку из покупной яркой ткани. Наряд дополняют крупные бусы и большой ребосо.
Пища
Основа питания – кукуруза, дополняемая бобовыми и тыквенными с перцем чили; повседневная еда – тортильи (в том числе большие сладкие и солёные тикасо) и тамале (пирожки из кукурузной массы, завёрнутой в листья кукурузы). Мясо едят по праздникам: варёную курицу добавляют в тамале; на пару готовят блюдо «голова старика» (кусочки мяса, завёрнутые в ароматные пряные листья «святой травы» Piper auritum – исп. йерба санта); делают барбекю (барбакоа) с чиле из козлятины (реже говядины), на побережье – из рыбы с креветками и хикамой. Гостям подаются сладости из тыквы, камоте и фруктов.
Любимый напиток – какао – считается знаком внимания и подарком гостям; его пьют горячим или холодным (в том числе в смеси с атоле – маисовым напитком). Прошедшие ферментацию семена какао сушат, перетирают на метате с добавлением тростникового сахара (исп. панела). Для его получения сахарный тростник отжимают (большие прессы вращают ослы или мулы); жом оставляют сохнуть и используют для топки очага; сок (трапиче) нагревают до кипения и перемешивают, пока не получится густая смесь: её выливают в конические формы разного размера (исп. пилонсильо) и дают остыть. Из сахарного тростника также гонят агурдьенте (белый ром).
Социальная и политическая организация
Семьи нуклеарные и расширенные. Доминирует малая семья; расширенные семьи (из 6–12 человек) занимают обычно несколько хижин. Брак патри- и вирилокальный, иногда с предшествующей отработкой за невесту и временной матрилокальностью. Локализованные патрилиниджи (или кланы, до десятка в небольших пуэбло) сохраняют экзогамию; в каждом муниципалитете имеются деревни, связанные между собой предпочтительными браками. Межэтнические браки большая редкость. В пуэбло, в которых численно преобладают ладино, амусго живут в эндогамных «индейских кварталах».
Счёт родства – билинейный, что формирует в пуэбло патри- и матрилинейные группы. Наследование предпочтительно патрилинейное. Терминология родства линейного типа, близка к эскимосской модели: отцовская и материнская линии слиты (все братья и сёстры родителей – «тёти» и «дяди», их дети – «племянники»); различаются поколение, пол родственника, прямое и боковое родство (сиблинги эго отличаются от кузенов, все кузены с обеих сторон сгруппированы вместе как двоюродные).
С дружественными им ладино амусго устанавливают отношения взаимовыгодного ритуализованного кумовства – компадразго. Например, ладино муниципалитета Ометепек обеспечивают покровительство в коммерческой и политической сферах, привозят товары для жилища и работы в поле; в обмен они получают от амусго продукты питания и ремёсла, а также гостеприимство. Обычно крёстные (компадрес) выступают в роли посажённых родителей для молодой пары и оплачивают часть расходов на свадьбу. Кум и кума сохраняют с крёстными тесные отношения до старости.
Сельская община – двух уровней; каждый муниципалитет представляет преимущественно эндогамную «максимальную общину», которую возглавляет муниципальный президент.
Все должности (исп. карго, буквально – груз [обязанностей]) в пяти уровнях властной общинной иерархии (её структура сохраняется с колониальных времён) – и карго гражданского характера (муниципальный президент, комиссары эхидо, в ведении которых вопросы владения и использования земли, казначей, судья, инспектор, полицейские и др.), и карго ритуального характера (ресадоры, майордомы и др.) – являются выборными (сроком от 1 до 3 лет). Земельные вопросы и распределение высших гражданских должностей в каждой общине – две главные причины постоянных конфликтов между индейцами и ладино. Общины 2-го уровня управляются советом старейшин под руководством комиссара и под контролем муниципальных властей; вместе они определяют время и характер обязательных общественных работ (текио, фатига). Только карго муниципального президента, его помощника и комиссаров эхидо оплачиваются. Остальные считаются обязанностью, бесплатной «повинностью», каждого взрослого мужчины перед общиной, благодаря которой человеку открывается путь наверх по всем должностям каждой из ступеней властной лестницы (в недавнем прошлом – только в общинах 2-го уровня). В совет общины входят местные «принципалы» (каландио) – особо влиятельные и уважаемые люди, в том числе из местных старейших кланов. Совет общины ежегодно избирает нового майордома – распорядителя для организации религиозных праздников, в первую очередь – святого патрона пуэбло или селения (в кабесерах число майордомов определяется числом храмов и часовен святых). Майордомы также ответственны за содержание мест и предметов культа, за правильное проведение цикла земледельческих работ; они имеют отношение к строительству жилищ и часовен, к свадьбам, крестильным и поминальным обрядам. Успех проведения всех работ и ритуалов поднимает престиж майордома и даёт ему возможность занять более высокую должность в будущем.
Политическая жизнь в каждом муниципалитете окрашена присутствием политических партий и религиозных сект.
Торговля
Ещё полвека назад ремесленная специализация и торговый обмен между общинами играли важную роль. Ныне торговля сосредоточена в руках метисного населения, ориентированного на городские недорогие и модные товары, поэтому домашние ремёсла приходят в упадок и только ткачество, поддерживаемое общественными и частными фондами и туристическим спросом, процветает.
Изделия домашнего ремёсла (лично или через посредников), а также сахарные «головы», излишки корнеплодов, фасоли и фруктов, цитрусовые, хлопок и другие товарные культуры амусго продают на праздничных рынках в кабесерах. Самый большой из них – в Ометепеке (Герреро) и в Какауатепеке (Оахака).
Рабочая миграция
Многие амусго заняты работой по найму в больших городах и туристических центрах на побережье (в муниципалитетах Ометепек, Чильпансинго, Акапулько и др.). Мужчины и женщины работают на плантациях овощей (в том числе в штате Синалоа и южных штатах США), на скотоводческих ранчо и в строительстве; некоторые держат маленькие магазины и столовые в кабесерах.
Межэтнические отношения
Амусго, несмотря на сложные исторически и нередко напряжённые отношения с соседями, особенно с ладино (главными бенефициариями всех местных ресурсов), миштеками (доминировали с доиспанских времён и на протяжении колониального периода) и афромексиканцами (считают их предков виновными в жестоком обращении с народом амусго и в его вытеснении с побережья), взаимодействуют с ними в производственной и культурной сферах, вступают в браки.
Ритуалы и праздники
Амусго поклоняются в равной мере как католическим святым, так и духам – «хозяевам» природы – божествам гор, пещер, молний, грома, небесных и земных/подземных вод, кукурузы, лесных зверей и др. К праздникам первых приурочены публичные церемонии почитания вторых, и все эти празднества направлены на обеспечение плодородия земли и всего живого. В обрядах в честь древних божеств используются их каменные фигурки (доставшиеся от дедов или сделанные собственноручно); к ним обращаются, проливая кровь домашних животных. Традиционные лекари, жрецы, шаманы-колдуны и предсказатели заботятся о церквях и атрибутах католического культа, чтецы, регенты и певчие важны как в католических, так и в народных ритуалах. Имеются также специалисты по гаданиям по календарю, которые лечат и прорицают во время публичных обрядов.
Амусго верят в существование 3 душ человека: души-крови (покидает человека в момент смерти), души-тени (способна покидать тело во время сна и болезни; уходит из тела на 9-й день, но ежегодно возвращается на поминальный праздник) и души-помощницы – зооморфного двойника человека (тона).
Болезни считаются проблемами не тела, а духа: их вызывает дисгармония в характере и поступках человека. Для их лечения предпочитают прибегать к помощи традиционных жрецов-целителей цзанти («мудрецов»), которые лечат с помощью растений и заговоров, и к тсан кулуа (исп. ресадоры), которые узнают причину болезни по пульсу и лечат молитвами. В тяжёлых случаях, когда болезнь входит в человека через «испуг» или «зло», посланное через колдуна, обращаются к цзан калва – шаманам-колдунам (или шаманкам); они могут как лечить (возвращать душу), так и насылать беды. Обычная и распространённая процедура лечения (мотолин), состоит в «кормлении души» (готовят ту еду, которую требует душа; все члены семьи вдыхают её запах и затем вдувают его в тело больного).
В каждой общине культ католических святых, покровителей селений, вместе с проведением посвящённых им праздников, входит в обязанности соответствующих майордомий. Майордомы отвечают также за организацию и оплату праздничного пира для всех участников танцев и процессий, что повышает престиж майордома и его семьи.
Праздник Святого Марка, патрона муниципалитета Сочистлауака (25 апреля), знаменует начало сезона дождей. В этот день совершается публичная церемония «моления о громах», во время которой кровью жертвенных цыплят окропляют камни холмика (репродукция священной горы), что олицетворяет громы, молнии и тучи, несущие дожди на поля. Праздник Святого архангела Михаила в Сочистлауаке (29 сентября) знаменует окончание сезона дождей и начало сбора урожая. Церемонии этого дня включают приношения всем богам – покровителям земледельцев.
Главный элемент каждого праздника в кабесерах – костюмированные фольклорные представления под аккомпанемент флейт, барабанов и скрипок («танцы»), переплетение доиспанских и более поздних элементов. Каждый «танец» проводит соответствующее братство (кофрадия), состоящее в основном из молодых членов общины. Особо популярны танцы «Мавры и христиане», «Конкиста», «Дьявол», «Малинче», «Апачи и гачупины» (инсценировка столкновений всадников-индейцев с испанцами), «Сладкий хлеб», «Черепаха», «Ягуар и Олень», «Маленькие маски», «Бычки» и др.
В Сочистлауаке карнавал (в феврале – марте) посвящается «Мулу-самцу» – божеству с чертами животного и человека; его голова устанавливается на алтарь в часовне; 8 ночей ему подносят свечи, цветы, деньги и еду в надежде, что он избавит людей от всех напастей; на 9-й день процессия выходит на улицы пуэбло и, танцуя, следует за главными персонажами: «мулом», украшенным цветами и разноцветными кистями (голова с чертами осла и оленя на палке, покрытой шкурой оленя), сидящим на нём «погонщике» (вакеро) и его «женой» – пичике (мужчиной в женской одежде с красной тканной маской на лице).
Во всех общинах особо торжественно празднуется День мёртвых, или День всех святых (1–2 ноября).