Ребосо
Ребо́со (исп. rebozo, от rebozar – закрываться накидкой), длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв.
Длина ребосо составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина. Например, у тарасков (штат Мичоакан) женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами. Самыми ценными считаются ребосо, изготовленные вручную, на поясных станках.
По мнению историков костюма, появление ребосо – результат слияния местных индейских традиций с привнесёнными испанскими завоевателями и, возможно, заимствованиями из Китая, с которым Мексика вела постоянную морскую торговлю со 2-й половины 16 в., когда под властью колониальной империи испанских Габсбургов оказались Филиппинские о-ва. Первые накидки на территории Мексики, по всей вероятности, появились вместе с изобретением ткачества и одомашниванием хлопка и агавы, основных источников текстильных волокон для местных индейских народов, в 1800–1400 гг. до н. э. в рамках доклассического (формативного) периода. В дальнейшем плащи, накидки и сложные головные уборы из ткани часто встречаются на барельефах, фресках и расписной керамике майя, народов Оахаки и побережья Мексиканского залива как неотъемлемые элементы мужского и женского костюма. На территории Центральной Мексики к приходу испанцев основной верхней мужской одеждой была длинная тканая накидка (плащ) тилматли из волокон агавы или хлопка, завязывавшаяся на правом плече. Были известны также аятль (ayatl) – сетеобразная накидка из волокон агавы, и маматль (mamatl) – прямоугольный кусок ткани, использовавшийся для переноски грузов. Они были в ходу и среди мужчин, и среди женщин. Тем не менее до прихода испанцев у индейских женщин Мексики не было обычая покрывать голову.
Положение изменилось после испанского завоевания и христианизации Мексики. Католическая церковь требовала от женщин покрывать голову, находясь в храме. Впервые о ребосо упоминает в 1572 г. историк Диего Дуран. Он сообщает, что женщины-метиски, входя в церковь, покрывают голову специальными накидками. Ещё раньше, в 1555 г., в словаре языка науатль Алонсо де Молины встречается выражение ciuanequatlapacholoni – буквально «то, что покрывает женщину», которое Молина переводит как «женское покрывало или тому подобная вещь» [Molina A. de. Vocabulario en lengua castellana y mexicana. Mexico, 1571. F. 22v (pag. var.)]. К этому времени у испанцев длинные накидки и покрывала различных типов были одними из важных элементов женского костюма. На юге Испании широкое бытование среди женщин имела накидка ребосиньо (rebociño), заимствованная у мусульман. Слово ребосо также испанского происхождения и образовано от глагола rebozar – закрывать лицо плащом или накидкой. По всей видимости, первоначально ребосо носили именно метиски, рождённые от смешанных браков или сожительства испанцев и местных женщин, которые старались одеваться как испанки.
В 1625 г. английский миссионер Томас Гейдж (Гаге) отмечал, что в Мехико ребосо носили также африканки и мулатки. К концу 18 в. ребосо широко распространилось среди мексиканских женщин всех социальных слоёв. В 1794 г. вице-король Новой Испании Хуан Висенте де Гемес Пачеко де Падилья Оркаситас-и-Агуайо, граф де Ревильяхихедо (1789–1794), сообщал, что ребосо носят дамы из высшего общества и даже монахини, причём он отмечал разнообразные способы его ношения и бытования.
В течение 19 – начале 20 вв. с обретением независимости и относительно быстрой модернизацией Мексики ребосо постепенно вышло из употребления среди горожанок, в первую очередь представительниц высшего и среднего классов общества, предпочитавших одеваться согласно европейской моде. Оно стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских, превратившись в символ бедности и низкого социального статуса.
Мексиканская революция 1910–1917 гг. и последовавшее за ней возрождение интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции вновь подняли престиж ребосо, превратив его в национальный символ. Ребосо стали демонстративно носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции, в том числе среди мексиканской диаспоры в США (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Мексики Ф. Кальдерона. Крупнейшая коллекция ребосо находится в Национальном музее народного искусства в Мехико.
Ребосо часто называют «кожей Мексики», и нередко его цвета повторяют цвета национального флага. Функции ребосо в повседневной жизни и фольклоре весьма разнообразны. Оно может служить в качестве покрывала как своеобразная «сумка», в которой переносят предметы и даже детей; в традиционной медицине также применяется как своеобразный массажёр, особенно для беременных и рожениц, помогающий снять боль и напряжение в мышцах и суставах, восстановить их тонус после родов.
В начале 21 в. индустриализация текстильного производства, глобализация рынка лёгкой промышленности и общая тенденция к унификации одежды, особенно среди молодёжи, привели к упадку традиционных центров производства ребосо в Мексике. Так, если в 1930-х гг. в г. Тенансинго (штат Мехико в Центральной Мексике), одном из основных центров изготовления ребосо, насчитывалось 240 специализированных мастерских, то к 2017 г. их осталось 38. В другом центре производства ребосо – г. Моролеон в штате Гуанахуато, на севере страны, все ткачи одной из трёх оставшихся мастерских ребосо одновременно ушли на пенсию по старости. Тем не менее некоторые мексиканские модельеры используют ребосо при создании своих коллекций (в 2013 модельер Лидия Лавин представила на Mercedes-Benz Fashion Week México в Мехико свою коллекцию «Женщина этой земли», включавшую коктейльные платья и свадебные наряды, основанные на комбинации разных тканей с ребосо, сотканными индейскими ремесленниками).