Уипиль
Уипи́ль, уипи́лли (на языке науатль – huipil, huipilli), верхняя женская одежда у коренных народов Центральной и Южной Мексики в виде длинной, сшитой по бокам рубахи без рукавов, со специальной прямоугольной вставкой на груди. Обычно уипили шили из хлопка или волокон агавы. Преобладающим цветом был белый.
До прихода испанцев в начале 16 в. уипиль был универсальной женской одеждой у всех земледельческих народов Центральной и Южной Мексики (науа, майя, ото-манге и др.), которую носили как знатные, так и простолюдинки. Разница заключалась лишь в отделке и в качестве материала. Женщины, принадлежавшие к знати, носили уипили из тонких хлопковых тканей, богато украшенные вышивкой и вставками из перьев, кожи и меха диких животных. В письменных источниках («Всеобщая история вещей Новой Испании» Бернардино де Саагуна, «Истории Индий» Диего Дурана) упоминаются уипили, украшенные вышитыми или нарисованными красными и чёрными цветами, меандром, разноцветными полосами.
После испанского завоевания уипиль продолжал бытовать как основная одежда индейских женщин самых разных народов, но претерпел некоторые изменения. Они стали носить уипиль с юбками европейского покроя вместо традиционных длинных (до щиколотки) юбок из цельного полотнища ткани. В некоторых случаях это привело к тому, что уипиль стал значительно короче и его начали использовать как блузу. В других регионах уипиль превратился в длинное и объёмное покрывало, обрамляющее лицо. Уипили колониального времени, изготовленные в районе перешейка Теуантепек, демонстрируют определённое азиатское влияние, поскольку сшиты из тканей, привезённых с Филиппин.
Наиболее известный образец уипиля колониального периода – это т. н. уипиль Малинче, который якобы носила индейская переводчица и любовница конкистадора Э. Кортеса Малинче (Марина), хотя радиокарбонные датировки показывают, что на самом деле он был изготовлен позже, в 18 в. «Уипиль Малинче» имеет размер больше стандартного для одежды этого типа (120 × 140 см). Он изготовлен из хлопка, отделан перьями и золотой нитью. В его орнаментике доминирует эмблема двуглавого орла, являвшегося гербом династии Габсбургов и заимствованного индейскими ремесленниками. Ныне «уипиль Малинче» находится в коллекции уипилей Национального музея антропологии в Мехико.
Уипиль имеет важные семантические коннотации со строением мироздания. Надевая его, женщина становилась символическим центром мира, т. к. её голова и распростёртые руки образовывали крест, который у народов Мезоамерики являлся символом Вселенной.
В 21 в. уипиль продолжает бытовать в индейских общинах Мексики как праздничная и свадебная одежда. Некоторые уипили до сих пор изготавливаются на ручных ткацких станках, поэтому работа над ними занимает целый год. В каждой индейской общине существуют свои традиции изготовления и украшения уипилей. Для их отделки в настоящее время используются кружево, цветные ленты, бисер. Особенно славятся уипили, изготовленные женщинами таких индейских народов, как амусго (трике), чинантеки, тлапанеки. Значительная часть уипилей изготавливается также в качестве сувенирной продукции и реализуется через специализированные магазины в Мехико и других крупных городах страны. Уипиль носила мексиканская художница Ф. Кало.