Амбивалентность
Амбивале́нтность (от лат. ambo – оба и valentia – сила), противоречивая двойственность, одновременное сосуществование в сознании человека противоположных отношений, чувств, установок, оценок одного и того же объекта, проявляющихся в его поведении.
Амбивалентность рассматривается современной наукой и философией как фундаментальная характеристика мышления человека, а также культуры, нравственного идеала, всей человеческой жизнедеятельности, которая проявляется в двойственности восприятия объекта (человека, чувств, суждений, явлений реальной действительности) и в его противоречивых оценках. Она означает, что человек может осваивать мир и воспринимать его отдельные фрагменты (явления, процессы, включая себя самого) через дуальную оппозицию. При этом человек пытается найти способы снятия этой оппозиции через их диалектическое переосмысление, попытки изменения каждой стороны оппозиции, не допуская отказа ни от одной из сторон. Эта диалектика восприятия объекта как противоречивого единства чувств, действий, отношений, их смыслов также является характерной чертой амбивалентности.
Сам термин был введён Э. Блейлером (1911) как один из ключевых признаков шизофрении. При биполярном расстройстве или маниакальной депрессии амбивалентность проявляется в экстремальных колебаниях настроения, которые включают эмоциональные максимумы (мании) и минимумы (депрессии). Однако и Блейлер, и другие авторы, которые использовали данный термин, допускали проявления амбивалентности в совершенно иных («здоровых») контекстах. Блейлер выделял три вида амбивалентности, различающиеся по сфере её проявления. В эмоциональной сфере она означает, что у субъекта одновременно имеются позитивные и негативные чувства к одному и тому же человеку, возникающие непроизвольно-бессознательно. В волевой сфере амбивалентность проявляется через наличие двойственных импульсов, мешающих принятию решения. В сфере интеллектуальной деятельности амбивалентность приводит к тому, что субъект поддерживает утверждения (идеи) противоположного содержания и не может определить, какие из них истинные, или какие из них ему представляются более релевантными.
Когда амбивалентность проявляется в двойственности чувств субъекта по отношению к объекту влечений, субъект может испытывать в отношении одного и того же человека любовь и ненависть, симпатии и антипатии. Эта двойственность как способность сознания и/или поведения в художественной литературе представлена в образе добропорядочного доктора Джекила, который одновременно становился злым и жестоким мистером Хайдом, – персонажем повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886).
В психологии К. Левин ввел в свою теорию поля термин «валентность» (1933) для характеристики противоположных качеств объектов. Валентные объекты – те, которые обладают для человека либо субъективной привлекательностью (положительная валентность), либо субъективной непривлекательностью (отрицательная валентность). В качестве объектов могут выступать предметы, события, ситуации. Амбивалентность тогда будет представлена объектами, одновременно обладающими для человека и положительной, и отрицательной валентностью.
В психоанализе считается, что одно из амбивалентных чувств индивида бессознательно вытесняется и маскируется другим чувством. З. Фрейд описал процесс перехода таких чувств друг в друга (любви в ненависть, садизма в мазохизм) в своей работе «Влечения и их судьба» (1915). По Фрейду, амбивалентность связана с тем, что человеческая психика обладает изначальной двойственностью, которая обусловлена противоположностью инстинкта смерти (Танатоса) и инстинкта жизни (Эроса). Однако важно отметить, что практически Фрейд изучал не только сексуальные влечения с помощью понятия амбивалентности, но и двойственность психических процессов вообще, интерпретируя амбивалентность как естественное свойство психики и характеристику душевной жизни человека. Он полагал, что поскольку влечения определяются инстинктами, от них нельзя избавиться, и если нельзя их удовлетворить, то можно побороть методом переноса, переключения своей психики на другое влечение. Амбивалентность чувств проявляется не только в противоречивом отношении к другим, включая самых близких (родителей, детей), но и к самому себе. В психоанализе амбивалентность является конкретным выражением принципа бинарности восприятия человеком окружающей действительности. Однако если амбивалентность переходит отведённые ей «естественные» границы, человек превращается в невротика, заболевает. С другой стороны, если человек испытывает однополярные чувства к другому человеку, то это свидетельствует об идеализации объекта восприятия, приводит к его однобокой оценке.
В классической социологии амбивалентность рассматривается как социальное явление, истоки которого лежат в противоречивости системы ценностей человека, в неоднозначности его отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Глубокий анализ амбивалентности дан Р. Мертоном, который использовал для этого такие понятия, как социальная роль, статус, ролевой конфликт. Признав социальную амбивалентность источником психической амбивалентности человека, Мертон выделил несколько социальных типов амбивалентности:
амбивалентность, связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (например, экспрессивной и инструментальной);
амбивалентность, обусловленную конфликтом между статусами (например, конфликт статусов мужчины и женщины в семье и в обществе);
амбивалентность, обусловленную конфликтом между отдельными социальными ролями (например, роль послушного сына своих родителей и роль мужа в собственной семье, отстаивающего интересы семьи);
амбивалентность, обусловленную существованием в обществе противоположных ценностей культуры;
амбивалентность, обусловленную конфликтом между социальной структурой и системой культурных ценностей, т. е. конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми социальной системой средствами их достижения (стремление разбогатеть у подростка из бедной семьи, не имеющего ни образования, ни необходимых видов капитала);
амбивалентность, обусловленную существованием определённого круга людей, живущих одновременно в нескольких обществах (например, иммигранты) и ориентированных на различные культурные ценности (своей изначальной культуры и культуры принимающего общества).
Мертон применил категорию амбивалентности также к анализу конфликта норм, присущих науке как социальному институту, исходя из признания того, что сами ценностные образцы, которым следуют учёные (например, универсализм и иерархия авторитета), являются амбивалентными.
В современной социологии амбивалентность как важную характеристику эпохи модерна и постмодерна рассматривал З. Бауман (1999), который утверждал, что сегодня люди обречены на жизнь в обществе с неразрешимыми моральными дилеммами.
В области культуры амбивалентность проявляется в дуализме культурного сознания людей на разных этапах развития цивилизации, представлений о добре и зле, аде и рае, рождении и смерти. Наиболее полно принцип дуализма или амбивалентности нашёл выражение в мифологии, религии. Этот принцип широко применяется в анализе художественной культуры. Российский учёный М. М. Бахтин ввёл его в теорию и типологию культуры, применив к исследованию западноевропейской культуры прежних эпох (Средние века, Возрождение) и русской культуры 19 в. Развивая принцип амбивалентности культуры Бахтина, современные культурологи выдвигают идею, что амбивалентность является характеристикой любого типа культуры (например, В. С. Библер разработал концепцию философской логики диалога культур, в основе которой лежит идея о диалогической природе человеческого разума).
В обыденной жизни амбивалентность обычно проявляется в противоречивом отношении человека к объекту восприятия (например, одновременное уважение другого за профессиональные достижения и неуважение за моральные качества), в симпатии-антипатии.