Пиррон из Элиды
Пирро́н из Эли́ды (Πύρρων ὁ Ἠλεῖος) (около 365 – 275 до н. э.), греческий философ, основатель античного скептицизма. Учился у софиста Брисона из Гераклеи (близкого к мегарской школе), у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидскими магами. Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии. Не писал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы, отсюда трудности реконструкции первоначального учения Пиррона и его дифференциации от неоскептической традиции Энесидема – Секста Эмпирика. В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для Пиррона – морально-психологическая ориентация.
Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса – свидетельство Аристокла, цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: «Каковы вещи по природе?», «Как мы должны к ним относиться?», «Что для нас из этого проистекает?». Ответы: «Вещи не- или без-различны (ἀδιάφορα), неустойчивы и не допускают о себе определённого суждения (ἀνεπίκριτα); наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными». Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоколебимыми» и обо всём рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия – безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (γαλήνη, собственно «штиль», полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у Пиррона не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех конвенциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения» (τῦφος), не ведут при этом ни к отшельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (Пиррон принимает должность верховного жреца и удостаивается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол», подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводятся до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Ближайшими учениками Пиррона были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние Пиррон оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай).