Административное задержание
Администрати́вное задержа́ние, процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица и применяется в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Аналогичные определения административного задержания содержатся в законах ряда государств. Например, в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. № 92-З административное задержание определено как «фактическое кратковременное ограничение свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в место, определённое органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте» (ст. 8.2); в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V административное задержание аналогичным образом трактуется как «кратковременное ограничение личной свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства» (ст. 787).
Основаниями для применения административного задержания могут выступать: наличие признаков состава административного правонарушения в деянии физического лица; неповиновение законным требованиям уполномоченных должностных лиц; попытка скрыться с места совершения правонарушения; агрессивное поведение нарушителя по отношению к должностным лицам (Соколов. 2011. С. 65).
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административное задержание также рассматривается как принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). Применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.
В случаях, предусмотренных КоАП РФ, административное задержание в зависимости от категории правонарушения вправе осуществлять: должностные лица органов внутренних дел (полиции); войска Национальной гвардии РФ; старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел; должностные лица военной автомобильной инспекции, таможенных органов, пограничных органов, военной полиции Вооружённых Сил РФ; военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; военнослужащие и должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию; должностные лица, осуществляющие принудительное исполнение исполнительных документов и обеспечение установленного порядка деятельности судов.
Задержанные лица содержатся в специально отведённых для этого помещениях либо в специальных учреждениях, которые должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Правительством РФ определены условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём делается соответствующая запись в протоколе. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе также делается соответствующая запись.
Срок административного задержания по общему правилу не может превышать трёх часов. Однако при совершении ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, лицо может быть подвергнуто административному задержанию на больший срок, но в любом случае не более чем на 48 часов. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, влекущем возможность назначения административного наказания в виде административного ареста или административного выдворения за пределы РФ, также может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Срок административного задержания исчисляется с момента его доставления в соответствующее помещение, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – с момента его вытрезвления.
Вместе с тем сам по себе факт составления протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица. В протоколе об административном задержании должны быть указаны мотивы задержания. Так, например, Верховный Суд РФ в своём постановлении признал протокол об административном задержании незаконным, поскольку в нём не приведены мотивы задержания (Постановление Верховного Суда РФ от 11 апреля 2005 № 7-ад04-2).
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учёбы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооружённых Сил РФ или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).
Поскольку административное задержание как принудительная мера, обеспечивающая производство по делам об административных правонарушениях, связана с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность физического лица, при её применении не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.