
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский актёр, режиссёр, театральный деятель, народный артист Республики (1923). Оказал огромное влияние на развитие театра, кино, эстрады, фотографии и др. С начала 1900-х гг. возглавлял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; постепенно находил собственные сценические приёмы, создавая язык условного театра, противостоящего сценическому натурализму. Воспринимая революцию как возможность активного социального действия, преображения мира искусством, сотворения нового человека как цели культуры, ставил знак равенства между «революцией в искусстве» и социальной революцией, что привело после 1917 г. к союзу с авангардом и «левым» искусством. Разрабатывал новый метод актёрской игры – биомеханику. В постановках склонность к гротеску и метафорическому мышлению, к преображению реальности в формах ёмких обобщений осложняла взаимоотношения с советской драматургией конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ленинградском Малом оперном театре осуществил постановку оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, реформировавшую оперную режиссуру и признанную одним из высших достижений мировой оперной сцены.
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Немиро́вич-Да́нченко Влади́мир Ива́нович (1858–1943), российский театральный деятель, режиссёр, писатель, педагог, народный артист СССР (1936). С 1879 г. в журналистике. Как драматург дебютировал в 1882 г. пьесой «Шиповник». В 1898 г. вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр (директор и режиссёр театра до конца жизни). Как заведующий репертуаром определял идейно-репертуарную линию театра. После 1917 г. разрабатывал проект реорганизации Большого театра. В 1919 г. основал в Москве Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; в 1941 объединился с Оперным театром имени К. С. Станиславского, образовав Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание авторского стиля, блестящее умение работать с актёрами. В 1943 г. по его инициативе создана Школа-студия МХАТ, с того же года носящая его имя.