Театр

Театр

Русские театральные актёры

Русские театральные актёры

Русские театральные режиссёры

Русские театральные режиссёры
Всеволод Мейерхольд. 1925

Мейерхольд Всеволод ЭмильевичМейерхольд Всеволод Эмильевич

Мейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, народный артист Рес­пуб­ли­ки (1923). Ока­за­л ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие те­ат­ра, ки­но, эс­т­ра­ды, фо­то­гра­фии и др. С начала 1900-х гг. воз­гла­влял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; по­сте­пен­но на­хо­дил собственные сце­нические приё­мы, соз­да­вая язык ус­лов­но­го те­ат­ра, про­ти­во­стоя­щего сце­ническому на­ту­ра­лиз­му. Вос­при­ни­мая ре­во­лю­цию как воз­мож­ность ак­тив­но­го со­ци­аль­но­го дей­ст­вия, пре­об­ра­же­ния ми­ра искусством, со­тво­ре­ния но­во­го че­ло­ве­ка как це­ли куль­ту­ры, ста­вил знак ра­вен­ст­ва ме­ж­ду «ре­во­лю­ци­ей в ис­кус­ст­ве» и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ци­ей, что при­ве­ло по­сле 1917 г. к сою­зу с аван­гар­дом и «ле­вым» искусством. Раз­ра­ба­ты­вал но­вый ме­тод ак­тёр­ской иг­ры – био­ме­ха­ни­ку. В постановках склон­ность к гро­те­ску и ме­та­фо­рическому мыш­ле­нию, к пре­об­ра­же­нию ре­аль­но­сти в фор­мах ём­ких обоб­ще­ний ос­лож­ня­ла взаи­мо­от­но­ше­ния с советской дра­ма­тур­ги­ей конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ле­нинградском Ма­лом опер­ном те­ат­ре осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку опе­ры «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го, ре­фор­ми­ро­вав­шую опер­ную ре­жис­су­ру и при­знан­ную од­ним из выс­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой опер­ной сце­ны.
Владимир Немирович-Данченко. 1897

Немирович-Данченко Владимир ИвановичНемирович-Данченко Владимир Иванович

Немиро́вич-Да́нченко Влади́мир Ива́нович (1858–1943), российский театральный деятель, режиссёр, писатель, педагог, народный артист СССР (1936). С 1879 г. в журналистике. Как драматург дебютировал в 1882 г. пьесой «Шиповник». В 1898 г. вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр (директор и режиссёр театра до конца жизни). Как заведующий репертуаром определял идейно-репертуарную линию театра. После 1917 г. разрабатывал проект реорганизации Большого театра. В 1919 г. основал в Москве Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; в 1941 объединился с Оперным театром имени К. С. Станиславского, образовав Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание авторского стиля, блестящее умение работать с актёрами. В 1943 г. по его инициативе создана Школа-студия МХАТ, с того же года носящая его имя.
Константин Богомолов. 2014

Богомолов Константин ЮрьевичБогомолов Константин Юрьевич

Богомо́лов Константи́н Ю́рьевич (род. 1975), российский режиссёр. Один из лидеров режиссёрского поколения 2010-х гг. В период 2002–2022 гг. поставил свыше 50 спектаклей на театральных площадках России, Латвии, Литвы, Польши, Италии, Греции. Спектакль «Идеальный муж. Комедия» по мотивам произведений О. Уайльда (Московский художественный академический театр имени А. П. Чехова, 2013) удостоен приза критики Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2014). Для режиссуры Богомолова характерна сложная композиционная структура, компиляция разнородных текстов, игра с ассоциациями и образами массовой культуры. Насыщенность визуального ряда сочетается с минимализмом в актёрской игре, а использование штампов массовой культуры – с аналитическим подходом к литературному материалу. С 2019 г. художественный руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной. Режиссёр-постановщик телесериалов для онлайн-платформ: «Содержанки» (1 сезон, 2018), «Безопасные связи», «Хороший человек» (оба – 2020).
Режиссёр Анатолий Васильев. 2013

Васильев Анатолий Александрович (режиссёр)Васильев Анатолий Александрович (режиссёр)

Васи́льев Анато́лий Алекса́ндрович (род. 1942), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ (1993). В 1987 г. основал и возглавил в Москве театр «Школа драматического искусства», сосредоточив свои поиски на познании природы игрового театра и раскрытии новых возможностей актёра как «человека играющего». Создал ряд новаторских спектаклей, среди которых: «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло (1987), «Иосиф и его братья» Т. Манна (1993), «Плач Иеремии» В. И. Мартынова (1996; Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника», совместно с И. В. Поповым, 1997), и др. С 2006 г. в Европе, продолжил педагогическую и исследовательскую работу по изучению игровых возможностей театрального текста. Осуществил постановки в Италии, Франции, Греции. Государственная премия РФ в области литературы и искусства за создание театра «Школа драматического искусства» (1999), премии: «Триумф» (2000), премия за творческий поиск «Европа – Новая театральная реальность» (Таормина, Италия, 1990), Международная премия Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995). Награждён орденами Академических пальм «За особые заслуги в области просвещения» (2005), Искусств и литературы (1989, 2007; все – Франция).

Актёры мирового театра

Актёры мирового театра
Шарль Дюллен в спектакле «Юлий Цезарь» по пьесе Уильяма Шекспира. Театр «Ателье», Париж. 1937

Дюллен ШарльДюллен Шарль

Дюлле́н Шарль (1885–1949), французский актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель. С 1905 г. играл в небольших театрах на окраинах Парижа. В 1907–1908 гг. в театре «Одеон» под руководством А. Антуана. Художественные вкусы Дюллена формировались под влиянием П. Пикассо, М. Жакоба, Г. Аполлинера. В 1922 г. основал в Париже театр «Ателье», превратившийся в один из знаменитых авангардистских театров Франции. В 1927 г. вместе с Г. Бати, Ж. Питоевым и Л. Жуве вошёл в «Картель четырёх» – театральное объединение, сыгравшее важную роль в истории французского сценического искусства. Ставил спектакли в «Комеди Франсез», возглавлял «Театр де ла Сите» (оба Париж). Снимался в кино («Шахматист», 1927; «Отверженные», 1933; «Вольпоне», 1941, и др.). Вёл педагогическую деятельность, среди учеников – А. Арто, Ж.-Л. Барро, Ж. Вилар, Э. Декру, М. Марсо, Ж. Маре.
Луи Жуве в фильме «Северный отель». Режиссёр Марсель Карне. 1938

Жуве ЛуиЖуве Луи

Жуве́ Луи́ (1887–1951), французский актёр, режиссёр, театральный деятель. Учился у лучших мастеров «Комеди Франсез» (1908–1911; в 1937–1938 – приглашённый режиссёр). Актёр театров Парижа: «Театр искусств» (1911–1913), «Старая голубятня» (1913–1922), «Комедия Елисейских Полей» (с 1922; руководил театром в 1924–1934), «Пигаль» (1930–1931). Получил признание как режиссёр после премьеры спектакля «Кнок, или Торжество медицины» Ж. Ромена (1923, Жуве в роли Кнока). В 1927 г. выступил одним из создателей театрального объединения «Картеля четырёх» (в составе Ш. Дюллена, Г. Бати, Ж. Питоева и Жуве). В 1934–1951 гг. руководитель театра «Атеней» (Париж), где поставил ряд спектаклей (с 1951 театр носит его имя). С 1913 г. снимался в кино, в том числе в фильмах Ж. Ренуара, М. Карне, Ж. Дювивье, принёс в кинематограф высокую культуру речи, жеста и мимики. Поставил фильм «Кнок» (1933; совместно с Р. Гупийером). Автор многочисленных статей и книг, посвящённых искусству театра. С 1931 г. преподавал в Парижской консерватории (профессор с 1934). Награждён орденом Почётного легиона (1950).
Эмблема театральной премии и фестиваля «Золотая Маска»
Фестивали
Фестивали

«Золотая маска»

«Золотая маска»
«Золота́я ма́ска», российская национальная театральная премия и фестиваль. Премия учреждена в 1993 г. Союзом театральных деятелей РФ (СТД) по инициативе председателя СТД РФ М. А. Ульянова, его заместителя В. Г. Урина и драматурга В. В. Павлова как независимая профессиональная награда. Фирменный стиль и образ «Золотой маски» созданы художником О. А. Шейнцисом. Первое вручение премии прошло в 1995 г., были номинированы лишь спектакли театров Москвы. В 1996 г. «Золотая маска» получила статус национальной премии, вручаемой по итогам всероссийского фестиваля. В 21 в. это главная и самая престижная театральная премия, присуждаемая за лучшие спектакли, созданные во всех видах театрального искусства, и масштабный, самый представительный в Российской Федерации фестиваль спектаклей, выдвинутых на премию, демонстрирующий полную и достоверную картину актуального российского театрального процесса. По состоянию на 2021 г. 6 самостоятельных конкурсов включают 8 основных и 29 частных номинаций. В рамках фестиваля вручаются также специальные премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства», а также специальные премии жюри. Помимо основной конкурсной программы, фестиваль включает ряд дополнительных проектов, проводимых в России и за рубежом.

История театра России

История театра России
Театры, антрепризы, труппы, творческие объединения

Московский Художественный академический театр

Московский Художественный академический театр
Моско́вский Худо́жественный академи́ческий теа́тр, российский драматический театр. Создан К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко как Художественно-общедоступный театр в 1898 г. С 1901 г. – Московский Художественный театр (с 1919 – академический, с 1932 – имени М. Горького). Первый в России театр, избравший собственный круг тем и последовательно их разрабатывавший. В сентябре 1970 г. должность главного режиссёра занял О. Н. Ефремов. Невозможность создания единой художественной системы, тщетные поиски общего творческого языка привели к конфликту, в результате которого с начала сезона 1987/1988 гг. образованы две труппы – под руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова) и под руководством Т. В. Дорониной (с 1989 Московский Художественный академический театр имени М. Горького).
Театры, антрепризы, труппы, творческие объединения

Московский театр «Современник»

Московский театр «Современник»
Москóвский теа́тр «Совремéнник», российский драматический театр. История театра восходит к 1956 г., когда была основана Студия молодых актёров, сменившая название на Театр-студия «Современник» в 1958 г. и получившая современное название в 1965 г. При лидерстве О. Н. Ефремова основателями театра являются Г. Б. Волчек, И. В. Кваша, Л. М. Толмачёва, О. П. Табаков, Е. А. Евстигнеев, В. Н. Сергачёв, подготовившие в 1956 г. спектакль «Вечно живые» по пьесе В. С. Розова. Постановка стала началом деятельности Студии молодых актёров (Театр-студия «Современник» с 1958, современное название с 1964). В 1958–1970 гг. главный режиссёр – О. Н. Ефремов. В 1961 г. театр получил здание на площади Маяковского, д. 1. С 1974 г. размещается в бывшем кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре, 19. В разное время в труппу театра входили: А. А. Вертинская, О. И. Даль, Н. М. Дорошина, В. П. Заманский, Л. И. Иванова, М. М. Козаков, Т. Е. Лаврова, А. Н. Леонтьев, А. В. Мягков и др. В 1972 г. главным режиссёром театра коллектив избрал Г. Б. Волчек (в 1989–2019 художественный руководитель). На протяжении своего руководства Волчек приглашала в театр как начинающих режиссёров, так и признанных мастеров: В. В. Фокина, Г. А. Товстоногова, А. Вайду, Р. Г. Виктюка, Р. В. Туминаса, К. С. Серебренникова, Н. В. Чусову, Е. Б. Каменьковича, Е. М. Перегудова и др. В январе 2020 – июне 2022 гг. художественный руководитель В. А. Рыжаков. С июля 2022 г. художественное руководство театром осуществляет художественный совет, состоящий из 8 человек из числа актёров театра.
Страны мира. ТеатрСтраны мира. Театр
Филиппины. Театральное искусство
Филиппины. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Филиппи́н. Театральное искусство Филиппин развивалось под влиянием индонезийской версии «Рамаяны», с распространением в колониальный период (16–20 вв.) представлений на испанском, тагальском и бисайском языках. В 20 в. испытывает влияние европейского театра, в том числе драматургии А. П. Чехова. C середины 1960-х гг. началось развитие балета, основа которого заложена С. М. Мессерер. В стране функционирует Филиппинская ассоциация театрального образования (1967), направляющая деятельность двух театральных центров (Манила, Кесон-Сити), ансамбля «Калинганган», Молодёжного театра и Школы народного театра, к которой принадлежит Открытый театр имени Р. Сулеймана в форте Сантьяго, а также Культурный центр Филиппин (1966, создан по инициативе И. Маркос), в состав которого входят Филиппинская студия актёра (1986), Балет Филиппин (1969), Филиппинский театр балета (1987) и национальный танцевальный ансамбль «Баянихан» (1956).
Читать полностью

Режиссёры мирового театра

Режиссёры мирового театра

Арто Антонен

Арто Антонен
Арто́ Антоне́н (1896–1948), французский актёр, режиссёр, теоретик театра, поэт, художник. Один из крупнейших теоретиков театра 20 в., оказавший влияние на развитие театрального искусства Европы (особенно театра абсурда) после Второй мировой войны. По Арто, театр призван изменить мировосприятие зрителя путём сильного эмоционального воздействия; он должен не повторять повседневную реальность, но создавать свою собственную, обращая зрителя к метафизическим глубинам жизни в её изначальной жестокости и для этого уподобляясь магическому действу. В 1924–1926 гг. примыкал к сюрреалистам, в 1932 г. опубликовал манифест «Театра жестокости». С 1937 г. до конца жизни – в психиатрической клинике.
Антонен Арто. 1930

Брам Отто

Брам Отто
Брам О́тто (1856–1912), немецкий режиссёр, театральный деятель, критик. С 1879 г. выступал как литературный и театральный критик. С 1889 г. возглавлял литературно-театральное объединение «Свободная сцена» в Берлине, в 1894–1903 гг. – «Немецкий театр», в 1904–1912 гг. – берлинский «Лессинг-театер».
Отто Брам. Ок. 1912

Страсберг Ли

Страсберг Ли
Стра́сберг Ли (1901–1982), американский ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог. В 1931 г. вме­сте с Х. Клер­ма­ном и Ч. Кро­форд соз­дал в Нью-Йор­ке пер­вую в США по­сто­ян­ную профессиональную труп­пу, свя­зан­ную еди­ной ме­то­до­ло­ги­ей, – «Груп ти­этр». В 1969 г. ор­га­ни­зо­вал Ин­сти­тут те­ат­ра Ли Страс­бер­га (ны­не Ин­сти­тут те­ат­ра и ки­но Ли Страс­бер­га, Нью-Йорк, Лос-Анд­же­лес). Ав­то­р Мето­да, по­зво­ляю­ще­го ак­тё­ру пу­тём тре­ни­ров­ки аф­фек­тив­ной па­мя­ти и во­об­ра­же­ния до­с­тичь пе­ре­да­чи под­лин­ных эмо­ций. Осо­бую зна­чи­мость Ме­тод при­об­рёл в ки­не­ма­то­гра­фе. В раз­ное вре­мя у Страсберга учи­лись М. Брандо, М. Монро, А. Пачино, Д. Хоффман, Р. Де Ниро и др.
Ли Страсберг. 1970