Филиппины. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Филиппи́н. Театрализованные представления доколониального периода (14–15 вв.) включали карагатаны (шуточные стихотворные диалоги), эпизоды из индийской и индонезийской версий «Рамаяны» и др. В колониальный период (16–20 вв.) получил распространение жанр моро-моро (главным образом анонимный) на испанском языке в стиле комедий «плаща и шпаги».
В конце 18–19 вв. появились моро-моро на тагальском («Принцесса Гимена», «Выборы гобернадорсильо» Ф. Балагтаса) и на бисайском («Сверкающая драгоценность», «Дьявольское золото») языках. Пользовались популярностью карильо – лирические пьесы театра теней с куклами в виде фигур из картона (в начале 20 в. роли героев стали исполнять актёры). Развился оригинальный жанр балагтасан (от фамилии поэта Балагтаса) – дебаты в стихотворной форме (позднее, в 1920-е гг., выражали идеи национального возрождения).
С середины 19 в. преобладающий жанр – сарсуэла (в том числе «Вдоль Пасига» Х. Рисаля, 1880, на испанском языке), составлявшая основу репертуара первых любительских театров Манилы: труппы Эскосура (1848), М. Лопеса де Арисы (1852), Х. Соррильи (1893) и др. В 1862–1876 гг. главной площадкой для представлений сарсуэл в Маниле был Театр принца Альфонсо XII. В начале 1900-х гг. собственные труппы в столице основали драматург Э. Илаган и поэт С. Рейес. Составляющей религиозных праздников стали представления пасьон (страсти) на библейские сюжеты.
Возникшие в конце 19 в. современные формы испаноязычного театра (Лопе де Вега, П. Кальдерон де ла Барка и др.) не получили широкого распространения и позднее были вытеснены тагалоязычным театром («Совет богов» Х. Рисаля, 1880). В 1931 г. построен первый стационарный Столичный театр (здание архитектора Х. Арельяно в стиле ар деко). В годы японской оккупации (1941–1945) спектакли на тагальском языке ставили режиссёры Л. Авельяна, У. Герреро, А. В. Эрнандес. В 1960–1970-х гг. приобрели популярность пьесы А. П. Чехова, эпический театр Б. Брехта и «театр протеста» А. Боала.
C середины 1960-х гг. началось становление балета, основа которого была заложена С. М. Мессерер и получила развитие в 1990-е гг. благодаря деятельности артиста Государственного академического Большого театра России В. Б. Кокорева. Выдающаяся филиппинская балерина – Л. Макуха, окончившая в 1984 г. Ленинградское хореографическое училище и ставшая первой иностранной солисткой в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова.
Театральная жизнь страны определяется Филиппинской ассоциацией театрального образования (1967), направляющей деятельность двух театральных центров (Манила, Кесон-сити), ансамбля «Калинганган», Молодёжного театра и Школы народного театра, к которой принадлежит Открытый театр имени Р. Сулеймана в форте Сантьяго, а также Культурным центром Филиппин (1966, создан по инициативе И. Маркос), в состав которого входят Филиппинская студия актёра (1986), Балет Филиппин (1969), Филиппинский театр балета (1987) и национальный танцевальный ансамбль «Баянихан» (1956).
Кроме того, в столице работают: театр «Метрополитен» (1931), «Национальный театр» (1969), популярные студенческие театры Университета Атенео-де-Манила (1972), Университета Филиппин в Дилимане (1976) и Университета Адамсона (1986), фольклорный Театр Франсиско Балагтаса (1974), молодёжная труппа «Трубачи» (1993), театр импровизации Spit (с англ. плевок; 2002), театр «Алиу» («Утешение»; 2002), театр «Аморанто» (2006) и др. Крупнейшая театральная площадка Филиппин – Театр исполнительских искусств Ньюпорта (Манила, 2010).
Театральные коллективы работают также в городах: Малолос (Культурный фонд Барасоаин, 1980), Кесон-Сити (театр «Киа», 1965; «Театр Новых границ», 1965; Театральный фонд Гантимпала, основан в 1978, современное название с 1987; Ансамбль Сипат Лавин, 2009), Тагбиларан (театр «Бол-Анон», 1997), Озамис-Сити (Театр Гиндеган Университета Ла Салль, 2007) и др.
Национальные театральные фестивали проводятся с 1996 г. (нерегулярно). Международный театральный фестиваль пьес-десятиминуток Short+Sweet Theatre (в 2016, 2017 и 2019 в Маниле).