Гернгутеры
Гернгу́теры (от названия селения Гернгут, ныне г. Херрнхут, земля Саксония), представители протестантского движения, исторически связанного с гуситами и моравскими братьями. Появились в Германии в 18 в., отличались сосредоточенностью на молитвенной жизни и общинным характером проживания.
История
В 1722 г. граф Николаус Людвиг граф фон Цинцендорф унд Поттендорф (1700–1760), последователь пиетизма, пригласил моравских братьев, подвергающихся гонениям в Чехии, переселиться в Германию и основать общину в поместье Гернгут. Позднее к ним присоединились анабаптисты, так же гонимые в европейских государствах. В 1735 г. с разрешения прусского короля Фридриха Вильгельма I его придворный проповедник, епископ Даниэль Эрнст Яблонский, рукоположил Давида Ничмана, который стал первым епископом гернгутеров. Вторым епископом стал сам Цинцендорф. В 1750 г. община гернгутеров под давлением властей, не желавших регистрировать общину как самостоятельную, приняла Аугсбургское исповедание и назвалась «Евангелической братской общиной», т. е. официально примкнула к лютеранству.
Вероучение и богослужебная практика
Гернгутеры, действуя в традициях пиетизма и придерживаясь общепротестантского учения, не углубляются в доктринальные споры, что обеспечило интеграцию в их общину и моравских братьев, и лютеран, и кальвинистов, и анабаптистов. Гернгутеры делают акцент на «религии сердца», т. е. на переживании личных отношений со Христом и строгой личной нравственности. Гернгутеры признают два таинства – крещение и причащение; исповедь поощряется как благочестивая практика. В ряде общин гернгутеров признаётся крещение только взрослых. Регулярно проводятся «вечери любви»; каждый вечер – молитвенное собрание. Большое значение придаётся церковной музыке и пению. Молитвенные залы гернгутеров, как правило, окрашены в белый цвет, в них нет ни алтаря, ни кафедры.
Гернгутеры празднуют важнейшие христианские праздники (Рождество и Пасху), а также основные события из своей истории: 1 марта – день основания общины моравских братьев; 13 августа – день обновления общины в Гернгуте; 6 июля – день смерти Яна Гуса, которого гернгутеры чтут как одного из своих предшественников.
Живут гернгутеры, как правило, сельскохозяйственной общиной, всем предписан общественный труд. До 1818 г. браки в общинах гернгутеров совершались по жребию. В 1818 г. это положение не было отменено, однако по решению Синода переведено в ранг добровольного. Запрещены азартные игры и почти все развлечения. Военная и государственная служба отвергаются.
Гернгутеры (кроме прибалтийских) сохраняют трёхчастную церковную иерархию: дьяконы, пресвитеры, епископы, которые только совершают службы, но не управляют общиной. Руководит всеми общинами Синод. В его ведении находятся 29 провинций (в Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии). Управление провинцией осуществляется провинциальным синодом, который собирается раз в два года. Поместной церковью руководит избираемый братский совет, во главе которого стоит пастор. Церковь делится на несколько групп, в зависимости от возраста, пола и семейного положения (дети, юноши, девушки, женатые и замужние, вдовы и вдовцы). Один раз в году проводится день соответствующей группы, который празднует вся церковь.
Гернгутеры распространены в Европе (Германия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Дания), в Северной и Южной Америке. Численность на 2010-е гг. около 1 млн человек, крупнейшая церковь – в Танзании.
Гернгутеры в России
Первая община гернгутеров появилась в Прибалтике в 1726 г. В течение 10 лет общины гернгутеров распространились в Латвии и Эстонии. В 1739 г. при содействии Цинцендорфа впервые была издана Библия на эстонском языке; по его же инициативе в Лифляндии было основано первое учебное заведение для подготовки учителей из местного населения. В 1742 г. произошли столкновения с властями некоторых проповедников-гернгутеров, которые призывали крестьян к неповиновению. В 1743 г. под давлением официальной лютеранской церкви на ландтаге в Дерпте гернгутеры были объявлены опасной сектой и запрещены, однако продолжали свою деятельность. В 1764 г. запрет был снят. В 1765 г. была основана колония немецких гернгутеров в поселении Сарепта (ныне входит в состав Волгограда). До 1892 г. колония процветала, была известна своим курортом с грязевыми и минеральными ваннами, производством горчичного масла, фабриками и заводами. В Сарепте гернгутерами была открыта первая публичная библиотека в Поволжье. В 1894 г. община гернгутеров в Сарепте подчинялась Евангелическо-лютеранской церкви в России и фактически слилась с лютеранами. С 1817 г. гернгутеры получили разрешение на поселение в Закавказье. С начала Первой мировой войны 1914–1918 гернгутеры подвергались гонениям в рамках антигерманской кампании. В 1918 г. имущество общин гернгутеров было национализировано советской властью. В 1930-х гг. общины гернгутеров оказались вне закона. В 1944 г. гернгутеры как община, близкая по богословию к «евангельским христианам», вошли в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, поскольку это был единственный протестантский союз, зарегистрированный в СССР. Деятельность гернгутеров в постсоветской России возобновилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в Волгограде в связи с открытием музея-заповедника немецких колонистов «Старая Сарепта». В 1996 г. на территории музейного комплекса была вновь открыта кирха, построенная гернгутерами в 1772 г. Община входит в состав Евангелическо-лютеранской церкви России.