Титулы среди представителей Ваисовского движения
Титулы среди представителей Ваисовского движения. Как лидеры (отец и сыновья Ваисовы), так и рядовые представители общины использовали для собственной самоидентификации определённые титулы, употребление которых, с одной стороны, свидетельствовало об иерархичности движения, с другой – позволяло подчёркивать «истинность» их пути и тем самым отделять от не вполне «истинных», с их точки зрения, мусульман-татар. Придавая исключительное значение своим титулам, они неизменно настаивали на точном их употреблении и ревниво следили за тем, не искажаются ли они в различных документах. Среди наиболее часто используемых титулов Б. Ваисова были «дарвиш» (дервиш), «дардеманд», «природный старовер» и «духовный отец». Его сыновья и преемники Гайнан и Газизян отдавали предпочтение титулу «сардар», что означало «полководец», «главнокомандующий», «лидер движения», не претендуя на суфийскую титулатуру. Для рядовых же членов движения было принципиально важно именоваться такими титулами, как «природное духовное лицо», «мусульманин-старовер» и «аль-булгари», поскольку они играли роль маркера, отделявшего их от не вполне «истинных» мусульман-татар.
Центральной идеей в исторической генеалогии и религиозном учении ваисовцев была идея булгарского наследия, а себя ваисовцы называли булгарами (аль-булгари) и мусульманами-староверами, отказываясь признавать такие сословные и этнические наименования, как «татарин», «крестьянин», «потомственный почётный гражданин» и др. Несоответствие русскоязычных категорий оригинальным самоописательным категориям ваисовцев вынудило их вместо общепризнанной сословной номенклатуры изобрести по-русски собственную сословную идентичность – сословие «потомственных присяжных ислама», а в качестве документа, идентифицирующего личность, составить т. н. Святой присяжный лист, которым ваисовцы пытались заменять общегражданские паспорта. Отказываясь от обычной сословной принадлежности, ваисовцы претендовали на статус некоего особого духовного сословия.