Боулби Джон
Бо́улби Джон, Эдвард Джон Мостин Боулби (Edward John Mostyn Bowlby) (26.2.1907, Лондон – 2.9.1990, о. Скай, Шотландия), британский психолог и психиатр, известный как автор теории привязанности. На протяжении всей своей научной карьеры Боулби изучал механизмы формирования эмоциональной связи между матерью и ребёнком, а также связь качества материнской заботы в раннем детстве с последующим развитием ребёнка.
Боулби получил традиционное воспитание в английской семье среднего класса, где всю заботу о детях доверяли няне. Отец бо́льшую часть времени проводил в больнице, где он служил хирургом, мать также уделяла мало времени воспитанию Джона и его старшего брата. В 11 лет домашнее образование закончилось, и Боулби отправился на трёхлетнее обучение в школу на о. Линдисфарн.
Интерес к психологии появился у Боулби не сразу. По окончании школы он 4 года учился на военно-морского офицера в Британском королевском военно-морском колледже в Дартмуте. Осознав, что военная карьера его не привлекает, в 1925 г. Боулби поступил в Тринити-колледж в Кембридже на медицинское направление, позднее перевёлся на психологическое, по окончанию которого в 1928 г. ему была присвоена квалификация психолога.
После выпуска из колледжа Боулби в течение года работал на волонтёрских началах учителем в школе для детей со сложностями в поведении. В процессе работы у Боулби вызвали особенный интерес двое детей: первый, подросток, эмоционально обеднённый, обособленный, был исключен из предыдущей школы за воровство, воспитывался преимущественно без матери; второй ребёнок, 8 лет, тревожный, повсюду следовал за Боулби, за что его в школе даже называли «тенью Боулби» (Senn. 1977; Bowlby. 2020). В итоге опыт работы, полученный в школе, не только способствовал принятию решения Боулби стать детским психиатром, но и задал направление для работы на всю дальнейшую профессиональную жизнь учёного (Bretherton. 1992).
В 1929 г. Боулби поступил в клинику Университетского колледжа (University College Hospital) и одновременно начал обучение в Британском психоаналитическом институте (British Psychoanalytic Institute). В 1933 г., получив базовое медицинское образование, он поступил ординатором в психиатрическую больницу Модсли (Maudsley Hospital) в Лондоне.
Во время обучения в Британском психоаналитическом институте Боулби оказался под влиянием идей М. Кляйн, которая являлась не только значимой фигурой в институте, но и супервизором Боулби. В будущем Боулби признает заложенный Кляйн и её ближайшей коллегой Дж. Ривьер психоаналитический фундамент своих взглядов на ранние отношения в диаде «мать – ребёнок» и патогенез потери, в который вошёл, в частности, ряд положений теории объектных отношений (Bretherton. 1992). Однако учёный не разделял подхода Кляйн к причинам эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые, согласно Кляйн, коренятся во внутреннем конфликте между влечениями и запретами: Боулби же пришёл к выводу, что реальный опыт семейных отношений играет более важную роль.
Своим новым взглядам, выходящим за рамки психоаналитических объяснений, Боулби обязан опыту работы психиатром с 1937 по 1940 гг. в Детской консультационной клинике (Child Guidance Clinic) в школьном отделении для детей с задержкой развития и сложностями адаптации. Именно там он провёл своё первое эмпирическое исследование и нашёл связи между симптомами детей и ранней сепарацией и депривацией материнской заботы. Выводы относительно причин эмоциональных нарушений в детском возрасте Боулби изложил в своей ранней теоретической работе 1940 г., выполненной в форме манифеста, в котором автор призывал психоаналитиков изучать реальные свойства организма и учитывать их в своих выводах, а также обращал внимание на необходимость работы с родителями.
2-я мировая война прервала карьеру Боулби в качестве детского психиатра, он получил распределение в сектор офицерского отбора в клинике при Тавистокском институте, и это стало поворотной точкой в биографии учёного. Опыт, полученный в этот период, позволил Боулби выработать методологический базис, который он применил для статистической обработки данных, собранных ранее в ходе службы в Детской консультационной клинике. Полученные результаты Боулби опубликовал в работе под названием «Сорок четыре юных вора: характер и семейная жизнь» (Bowlby. 1944).
В 1946 г. Боулби был приглашён на позицию главы детского отделения клиники Тавистокского института человеческих отношений (Tavistock Institute), где он инициировал и возглавил проект по исследованию последствий сепарации младенцев с основным ухаживающим взрослым. Боулби переименовал вменённое ему отделение в Департамент детей и родителей в соответствии со своей идеей о необходимости работы не только с детьми, но и с их родителями; эта идея воплотилась им и в форме организации регулярных групп поддержки для матерей. Именно здесь, в Тавистокском институте, Боулби сформулировал свою теорию привязанности, разворачивая и обосновывая её основное положение о том, что нарушение эмоциональной связи ребёнка с матерью на ранних этапах развития отражается в поведении ребёнка на последующих этапах взросления (Senn. 1977; Bowlby. 2020).
В 1948 г. к исследовательской группе Боулби в Тавистоксом институте в качестве ассистента присоединился Дж. Робертсон. В его задачи входило проведение наблюдений за младенцами, оставленными в больнице или государственном учреждении без попечения родителей. После двухлетнего сбора данных Робертсон снял документальный фильм с выбранным случайным образом героем – «Двухлетний ребёнок в больнице» («A Two-Year-Old Goes to Hospital») (Bowlby. 1952). В будущем именно этот фильм способствовал улучшению условий пребывания детей в больницах Великобритании и других европейских стран.
В конце 1950 г. к команде в Тавистокском институте присоединилась канадско-американская исследовательница в области психологии развития М. Эйнсворт. Эйнсворт стала ближайшей коллегой и соратницей Боулби, которой удалось расширить и эмпирически подкрепить его теорию привязанности. Наряду с Эйнсворт и Робертсоном коллегами Боулби в разное время являлись также такие исследователи в области привязанности и психологии развития, как М. Бостон (Mary Boston), Д. Розенблют (Dina Rosenbluth), Р. Шаффер (Rudolph Schaffer), К. Хайнике (Christoph Heinicke) и Т. Амброз (Tony Ambrose).
Важным событием в карьере учёного стало его выступление на съезде Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1951 г., посвящённое проблеме психического здоровья бездомных детей в послевоенной Европе (Bowlby. 1951). Подготовить доклад на эту тему учёному предложил Р. Харгривс, в то время заведующий отделом психического здоровья ВОЗ. В своём докладе Боулби использовал все имеющиеся на тот момент результаты американских и европейских исследований, которые убедительно показывали важность любви и заботы материнской фигуры на ранних этапах жизни ребёнка для его последующего здорового развития. Опубликованный ВОЗ в том же году доклад под названием «Материнская забота и психическое здоровье» («Maternal Care and Mental Health») был переведён на 14 языков и продан в количестве 400 тыс. экземпляров, что обеспечило идеям Боулби мировую известность (Bretherton. 1992). Второе издание доклада было выпущено в 1965 г. с переработанными Эйнсворт главами.
Основным тезисом Боулби, определяющим линию его исследований, было то, что эмоциональное развитие ребёнка связано с качеством заботы о нём в раннем периоде жизни. Хотя в своём докладе для ВОЗ Боулби ещё использовал психоаналитическую терминологию, однако для теоретического объяснения генеральной линии своих предположений Боулби считал психоаналитический подход слишком ограниченным. В ходе поиска удовлетворительного теоретического основания учёный обратился к идеям К. Лоренца об импринтинге, особенно его заинтересовал процесс запечатления среди гусей и уток, для формирования которого не требуется пищевое подкрепление (Hess. 1959).
За более глубоким пониманием этологических принципов и возможности их применения к объяснению природы привязанности между матерью и ребёнком Боулби обратился лично к Р. Хайнду, выдающемуся исследователю поведения резус-макак в диадах «мать – детёныш» в ситуациях сепарации и объединения. В 1953 г. Боулби опубликовал первую статью, в которой была описана его этологическая концепция поведения привязанности человека, разработанная с опорой на данные, полученные на животных. Коллеги Боулби не поддержали этологического подхода к объяснению феномена человеческой привязанности и не стали его развивать, продолжив опираться на психоаналитическую парадигму.
В течение своей дальнейшей исследовательской карьеры Боулби изучал привязанность в диаде «мать – ребёнок» в контексте сепарации, считая это событие наиболее чётким и неоспоримым по степени своего влияния на отношения между матерью и ребёнком.
Первые положения своей теории привязанности, основанные на принципах этологии и психологии развития, Боулби представил Британскому психоаналитическому обществу в трёх, на сегодняшний день ставших классическими, публикациях: «Природа связи ребёнка с матерью» (1958), «Сепарационная тревога» (1959) и «Горе и траур в младенчестве и раннем детстве» (1960). К 1962 г. Боулби закончил ещё две работы, посвящённые процессам психологической защиты во время траура (Bretherton. 1992). Именно эти пять работ с представленными в них идеями стали основополагающими для его теории привязанности.
В работе «Природа связи ребёнка с матерью» Боулби оспаривает психоаналитический подход к объяснению связи с матерью, основанной прежде всего на удовлетворении первичных потребностей, а во вторую очередь – на эмоциональной связи (Bowlby. 1958). Автор предлагает концепцию, согласно которой поведение привязанности на первом году жизни формируется посредством набора врождённых реакций – сосания, цепляния, следования и плача, при этом реакции следования и цепляния выделяются как более значимые. Боулби также высказывает мнение, что привязанность является естественной и здоровой функцией не только в детском, но и во взрослом возрасте.
Для подкрепления своих утверждений Боулби приводит существующие на тот момент эмпирические данные исследований когнитивного и социального развития ребёнка, включая результаты Ж. Пиаже (1951). С работами Пиаже и других исследователей Боулби знакомится на серии семинаров «Психология ребёнка», организованных Р. Харгривсом. В этих семинарах в период с 1953 по 1956 гг. принимали участие Э. Эриксон, К. Лоренц, М. Мид и другие выдающиеся учёные.
В публикации «Сепарационная тревога» (Bowlby. Separation anxiety. 1960) Боулби описывает механизм возникновения тревоги в ситуациях сепарации, приводя многочисленные данные наблюдений за поведением во время сепарации как младенцев, так и детёнышей приматов (см. Bowlby. 1952; Heinicke. 1956; Harlow. 1958). Опираясь на этологические концепции, Боулби заявляет, что дети испытывают сепарационную тревогу в случае, когда ситуация активирует одновременно поведение защиты и привязанности при отсутствии фигуры привязанности. Сепарационная тревога может быть присуща ребёнку в самых разнообразных ситуациях во внутрисемейных отношениях, начиная от выражения родителем отвержения и заканчивая болезнью сиблинга. В ряде случаев, по мнению Боулби, сепарационная тревога может быть низкой или вовсе отсутствовать, что является проявлением психологической защиты у ребёнка. Позднее эти идеи получили развитие в исследованиях типологии привязанности Эйнсворт (Patterns of attachment. 1978).
Статья «Горе и траур в младенчестве и раннем детстве» оказалась наиболее провокативной для психоаналитического сообщества. В противовес позиции А. Фрейд, которая считала, что ребёнок в раннем возрасте не может испытывать траур по причине неразвитого эго, Боулби заявлял, что переживание горя и траура у детей и взрослых является показателем поведения привязанности и активируется при недоступности фигуры привязанности (Bowlby. Grief and Mourning ... 1960). Также он утверждал, что частая смена ухаживающих взрослых негативно сказывается на способности завязывать устойчивые и близкие отношения. Свои рассуждения в этой работе автор выстраивает исходя из ранее выделенных им с Робертсоном фаз переживания ребёнком горя: протест, отчаяние и отрицание.
Взгляды Боулби и Робертсона на переживание горя в ответ на потерю фигуры привязанности нашли отражение в работах К. Паркса, ведущего исследователя переживания горя у взрослых (Parkes. 1972), а также в известной стадиальной концепции принятия потери Э. Кюблер-Росс (Kübler-Ross. 1970).
Публикации, в которых Боулби явным образом придерживался этологических и социально-когнитивных концепций в объяснении природы привязанности в диаде «мать – ребёнок», были крайне негативно встречены психоаналитическим сообществом (Bretherton. 1998). Тем не менее Боулби продолжал оставаться членом Британского психоаналитического общества до конца своей жизни, хотя и не использовал его как площадку для обсуждения своих идей.
Подробное описание своей теории привязанности Боулби опубликовал в трёхтомнике «Привязанность и потеря» в 1969–1980 гг. Центральным понятием в теории Боулби, объясняющим механизм поведения привязанности, становится «рабочая модель» – представление ребёнка о себе и окружающем мире, которое формируется и закрепляется у него в процессе отношений с ухаживающим взрослым на ранних этапах развития и является базой для процессов адаптации и установления отношений с окружающими на последующих этапах развития ребёнка (Bowlby. 1969; 1973; 1980).
Дж. Боулби был почётным членом Американской академии искусств и наук (American Academy of Arts and Sciences), британских Королевского колледжа психиатров (Royal College of Psychiatrists) и Королевского медицинского общества (Royal Society of Medicine), а также отдельно – секции психиатрии последнего. В 1972 г. Боулби был удостоен звания командора ордена Британской империи (CBE).