Леттризм
Леттри́зм (франц. lettrisme, от lettre – буква), авангардистское течение во французской поэзии, сложившееся в Париже в середине 1940-х гг.
У истоков леттризма стояли французские поэты И. Изу и Г. Померан. К леттристам примыкали Ф. Дюфрен, М. Леметр, Ж.-Л. Бро, Ж. Вольман, Р. Сабатье, Ф. Дево и др.
Согласно определению, данному И. Изу в книге «Леттристская диктатура» («La dictature lettriste», 1946), леттризм являет собой «искусство, признающее материю отдельных букв, просто заново ставших самими собой». Продолжая идеи футуризма, дадаизма и сюрреализма, во многом вдохновляясь фрейдизмом, последователи этого течения представляли поэзию (и шире – всё искусство) как мир стихийного, доязыкового и дорефлективного творчества, в связи с чем призывали отказаться от слов, расчленив их на буквы, и обратиться к чистому звуку, в котором видели основной элемент художественного творчества.
Леттристы постоянно изобретали новые художественные формы, активно использовали аллитерации, ассонансы, ономатопеи, переносили свои поэтические принципы на другие виды искусства. В 1951 г. И. Изу и М. Леметр выдвинули идею «расщеплённого» кино, в котором полностью рассогласованы звук и изображение. В 1953–1954 гг. были разработаны принципы «ажурных» танцев и пантомимы, ставшие основой леттристской теории театра.
Леттризм позиционировал себя как общую теорию и практику познания, стремящуюся дать универсальное описание искусства, науки, философии, теологии и техники: книги Изу «Трактат о ядерной экономике. Восстание молодёжи» («Traité d’économie nucléaire. Le soulèvement de la jeunesse», 1948), «Политическая экономика и эротология» («L’économie politique et l’érotologie», 1949) и др.
В 1950–1960-х гг. леттризм оказался источником для многих эстетических идей постмодернизма, способствовал развитию авангардного театра, стоял у истоков хеппенинга, концептуального искусства, повлиял на конкретную поэзию, кинематограф «новой волны» и др.