Древнерусская повесть (жанр)
Древнеру́сская по́весть, общее обозначение произведений древнерусской литературы (11–17 вв.), различных по своей художественной структуре и объединённых лишь признаком повествовательности – связным описанием неких событий.
Название «повесть» могло встречаться в заглавиях житий святых (например, «Повесть о житии...»), при описаниях чудес, примыкавших к житиям, но не входивших в их состав. «Повестями» именовались произведения религиозно-назидательного характера, летописи («Повесть временных лет»), пространные биографии царей и полководцев. Синонимами «повести» выступали «сказание» и «слово» (реже). Древнерусскими повестями принято называть как самостоятельные, законченные произведения, так и фрагменты, входящие в состав летописей (воинские повести и «повести о княжеских преступлениях», описывающие вероломные поступки русских князей).
Первые повести, бытовавшие в литературе Древней Руси (11 – 1-я треть 13 вв.), были переводными: воинские – «Александрия», «Девгениево деяние»; дидактические – «Повесть об Акире Премудром», «Повесть о Варлааме и Иоасафе»; повестью была названа в древнерусском переводе «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. В 11–13 вв. оригинальные повести (о княжеских преступлениях, о русско-половецких войнах) встречаются преимущественно в составе летописей. В 14–16 вв. созданы пространные нелетописные воинские повести: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», в которых усилено беллетристическое начало: подробно изображаются переживания персонажей, приводятся монологи и диалоги, использованы приёмы замедления (ретардации) и убыстрения повествования в наиболее напряжённые моменты. По образцу воинских повестей написаны некоторые княжеские жития («Повесть о житии Александра Невского»). В 15 в. получают распространение повести беллетристического характера – как переводные («Сказания о Соломоне и Китоврасе», «Сербская Александрия»), так и оригинальные («Повесть о старце, просившем руки царской дочери» и др.). Черты волшебной сказки и жития сочетает «Повесть о Петре и Февронии».
Широкое распространение жанр повести получает в 17 в. Повести т. н. Смутного времени, отразившие события начала 17 в., отчётливо публицистичны: «Повесть 1606 года», «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства», «Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского», «Сказание» Авраамия Палицына. Происходит дальнейшая беллетризация исторических повестей («Повесть об Азовском сидении донских казаков»); создаются многочисленные повести, получившие название «неполезных»: они лишены назидательности и религиозных мотивов, их установка – развлечь читателя описанием необыкновенных событий и приключений («Повесть о бражнике», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Карпе Сутулове»). Крупнейшими памятниками древнерусской повести стали «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».
Среди переводных повестей 17 в. – «Повесть о Бове королевиче», восходящая к французскому рыцарскому роману; «Повесть о Еруслане Лазаревиче», имеющая тюркское происхождение; «Повесть о Брунцвике», переведённая с чешского языка, и др. Заметное место занимают сборники нравоучительных повестей («Великое зерцало», «Римские деяния»).
Традиции исторической древнерусской повести в дальнейшем продолжали сохраняться в старообрядческой литературе («Повесть об осаде Соловецкого монастыря» Семёна Денисова, начало 18 в.). Сходство с беллетристическими переводными и оригинальными повестями 17 в. прослеживается в творчестве М. Д. Чулкова, В. А. Лёвшина, в авантюрных романах М. Комарова («Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российского мошенника, вора, разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина, всей его жизни и странных похождений», 1779; «Повесть о приключении аглинского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе», 1782).