«Литература крови и почвы»
«Литерату́ра кро́ви и по́чвы» [Blut-und-Boden-Dichtung (Blut-und-Boden-Literatur)], направление в немецкой народнической литературе 1910–1930-х гг.
В названии содержатся ключевые понятия национал-социалистической идеологии: «кровь» и «почва» как тесная связь носителей «чистой» крови с «клочком родной земли» (Scholle).
Словосочетание «кровь и почва» впервые употреблено в предисловии к книге «От Эмиля Золя до Герхарда Гауптмана» (1902) немецким литератором М. Г. Конрадом (1846–1927): «Тайна искусства коренится в тайне крови и почвы» (Conrad M. G. Von Emile Zola bis Gerhart Hauptmann. Leipzig, 1902. S. 4).
О. Шпенглер во 2-м томе «Заката Европы» («Der Untergang des Abendlandes»; 1922) применил это выражение к живущему на земле – крестьянину, который символизирует внутреннее сопряжение «вечной земли и вечной крови» («von ewigem Land und ewigem Blute») (Spengler O. Der Untergang des Abendlandes : Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte. Bd. 2. München, 1922. S. 123). Национал-социалистическую трактовку взаимосвязь «крови» и «почвы» получила в труде «Новая аристократия из крови и почвы» («Neuadel aus Blut und Boden», 1930) Р. В. Дарре – руководителя Главного расово-поселенческого управления.
«Литературу крови и почвы» можно рассматривать как политически радикализированную форму областнической литературы (Heimatdichtung, буквально – «литература родного края»). Большинство наиболее значимых произведений, сопрягаемых с этим литературным течением, были созданы до прихода национал-социалистов к власти, в период Веймарской республики. Это роман Х. Гримма «Народ без пространства» («Volk ohne Raum», 1926), название которого стало нацистским лозунгом идеи о расширении «жизненного пространства» Германии. Романы Х. Ф. Блунка на темы нижнегерманской истории «Хайн Хойер» («Hein Hoyer», 1922), «Беренд Фок» («Berend Fock», 1923) и «Штеллинг Роткинзон» («Stelling Rotkinnsohn», 1924), составившие трилогию «Народ в становлении» («Werdendes Volk», 1934) – своего рода летопись борьбы «истинных германцев» за свои права и веру, за сохранение немецкой общности. Трилогия Э. Г. Кольбенхайера о Парацельсе («Детство Парацельса» – «Die Kindheit des Paracelsus», 1917; «Созвездие Парацельса» – «Das Gestirn des Paracelsus», 1922; «Третья империя Парацельса» – «Das dritte Reich des Paracelsus», 1926) – история жизни врача и философа 16 в., которая представлена в свете поиска сущности немецкой души.
У традиционной областнической литературы и литературы «крови и почвы» общая идейно-тематическая основа. Это приверженность своему «племени», «расе»; мотивы родины, «крови и почвы»; наличие ключевой оппозиции «деревня-город», при которой городские ценности (демократия, либерализм, модернизм и индивидуализм) трактуются в негативном ключе и противопоставляются деревне с её природным укладом жизни, обострённым чувством общности и неприятием прогресса. В центре художественного изображения обычно стоит деревенский житель, личность и жизнь которого неразрывно связана с жизнью своего рода, родного края, «клочка земли».
Отличие литературы «крови и почвы» от областнической литературы заключается, с одной стороны, в усилении в первой биологических и расистских мотивов, в культивировании идеи «народной общности» на основе единой расы («чистоты крови») и общего мировоззрения, c другой стороны, в патетизации «родного края», «почвы» вплоть до подчёркнуто отрицательного отношения к урбанизации, разрастанию городов, жители которых оторваны от земли и не имеют своей родины, «клочка родной земли».
К авторам литературы «почвы и крови» относятся, среди прочих, Г. Анакер (1901–1971), Г. Бёме (1907–1971), Й. Беренс-Тотеноль (1891–1969), Г. Эрис Буссе (1891–1947), Г. Клаудиус (1878–1980), Ф. Гризе (1890–1975), Г. Шуман (1911–1995), К. Тремель-Эггерт (1889–1957), К. Г. Ваггерль (1897–1973).