Игры

Жанры игр

Массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра
Массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра
Ма́ссовая многопо́льзовательская ролева́я онла́йн-игра́, поджанр компьютерных ролевых игр, в которых могут принимать участие сотни или тысячи пользователей одновременно. Современные массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (MMORPG) могут работать на подписочной, покупной и условно-бесплатной основе. Их отличает от большинства других многопользовательских игр то, что в них есть возможность играть без кооперации, сводя к минимуму контакты с другими игроками. MMORPG включает в себя контент для одиночного и коллективного прохождения, причём контент для одиночного прохождения обычно превалирует на начальных этапах игры. Для прохождения одиночного контента можно привлекать помощь других игроков, но делать это необязательно. Также необязательно на поздних фазах игры включаться в какие бы то ни было виды активности, требующие коллективных усилий. Поэтому у пользователя есть возможность играть в MMORPG многие часы и дни таким образом, чтобы не взаимодействовать с другими игроками. Для сравнения: такой возможности нет у пользователей, играющих в онлайн-шутеры, онлайн-стратегии и т. д.
Компьютерная ролевая игра
Компьютерная ролевая игра
Компью́терная ролева́я игра, жанр видеоигр, подразумевающий контроль игрока над одним или несколькими персонажами, от лица которых игрок может совершать нарративные выборы. Исторически жанр восходит к настольным ролевым играм, старейшей из которых принято считать «Dungeons & Dragons». Различают однопользовательские (собственно RPG) и многопользовательские (MMORPG) компьютерные ролевые игры.
Стимпанк
Стимпанк
Стимпа́нк, сеттинг или жанр научной фантастики в популярной культуре, который предполагает сочетание технологий и эстетики, вдохновлённой промышленными паровыми машинами 19 в. Мир стимпанка – это мир Викторианской Англии или американского Дикого Запада, в которых активно используется сила паровой энергии, либо это фэнтезийный мир, в котором также распространена паровая энергия. Как научно-фантастический жанр и как сеттинг распространён в литературе, кино, видеоиграх, комиксах и т. д.
Тактические ролевые игры
Тактические ролевые игры
Такти́ческие ролевы́е и́гры, поджанр компьютерных ролевых игр (CRPG), где боевая или иная часть игрового процесса протекает в пошаговом режиме. Пошаговые игры (turn-based) как таковые отличаются от игр в реальном времени (real-time) тем, что в них никакие два действия не могут протекать одновременно. Примером аналоговых пошаговых игр являются шахматы, шашки, многие карточные игры и т. д. Соответственно, пошаговыми будут и их компьютерные симуляторы, а также другие видеоигры, не позволяющие единовременное выполнение действий.
Шутер от третьего лица
Шутер от третьего лица
Шу́тер от тре́тьего лица́ (TPS), поджанр шутеров (стрелялка), определяемый через используемую в нём перспективу от третьего лица. В таких играх «точка зрения» (также виртуальная камера), с которой пользователь наблюдает графическую презентацию игрового мира, следует за моделью управляемого персонажа. Игровой процесс TPS строится вокруг уничтожения виртуальных противников с помощью огнестрельного оружия. TPS во многих аспектах схожи с шутерами от первого лица. Некоторые шутеры от третьего лица позволяют переключаться на вид от первого лица.
Квесты
Квесты
Кве́сты, сюжетно-ориентированный жанр видеоигр, в основе игрового процесса которого лежит решение задач для продвижения игроков по сюжету, исследование игрового мира и взаимодействие с ним. Иногда представителей жанра называют Point and Click играми. Во многих графических квестах решение задач требует от игрока «пиксельхантинга» (англ. Pixel Hunting – охота за пикселями) – поиска активных объектов. Игры жанра не требуют от игрока особых игровых умений, быстрой реакции, тренировки навыков. Акцент в них делается на нарративе. Родственно близки к квестам визуальные новеллы и интерактивные фильмы.
Однопользовательские видеоигры
Однопользовательские видеоигры
Однопо́льзовательские видеои́гры, видеоигры, в которых принимает участие только один игрок. В однопользовательских видеоиграх может симулироваться (шахматы) или не симулироваться (пасьянс «Косынка») присутствие оппонента. При наличии виртуального оппонента или оппонентов их действиями будет управлять компьютер. Примером однопользовательской игры является «Тетрис», из более современных – игры жанра кликер и ритм-геймы. В этих играх у пользователя обычно нет «врагов» или «соперников», которых необходимо побеждать.
Многопользовательские видеоигры
Многопользовательские видеоигры
Многопо́льзовательские видеои́гры, видеоигры, в которых принимают участие два игрока или более. Многопользовательские игры могут быть кооперативными или соревновательными, симметричными или асимметричными, могут иметь режим одиночной игры или не иметь его. В некоторых многопользовательских играх присутствуют оппоненты, симулированные с помощью искусственного интеллекта. Исторически многопользовательские игры возникли раньше однопользовательских: самые первые компьютерные игры (ещё не коммерческие, создаваемые энтузиастами-любителями) были соревновательными многопользовательскими (например, «Spacewar!» и «Tennis For Two»).

Термины в играх

Стимпанк
Стимпанк
Стимпа́нк, сеттинг или жанр научной фантастики в популярной культуре, который предполагает сочетание технологий и эстетики, вдохновлённой промышленными паровыми машинами 19 в. Мир стимпанка – это мир Викторианской Англии или американского Дикого Запада, в которых активно используется сила паровой энергии, либо это фэнтезийный мир, в котором также распространена паровая энергия. Как научно-фантастический жанр и как сеттинг распространён в литературе, кино, видеоиграх, комиксах и т. д.
Шутер
Шутер
Шу́тер, видеоигра, основу игрового процесса которой составляет взаимодействие с внутриигровыми объектами посредством стрельбы в них. При наличии сюжета протагонистами шутеров чаще всего являются военные, полицейские, преступники и т. д. Шутеры классифицируют по типу графики (2D, 2,5D, 3D), а также по перспективе: различают shoot ‘em up (расстреляй их всех), шутеры от первого лица, шутеры от третьего лица и т. д.

Игры

«Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth»
«Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth»
«Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», шутер от первого лица с элементами хоррора и квеста; разработан британской студией Headfirst production. Сеттинг игры основан на авторской мифологии американского писателя, работающего в жанре ужасов Г. Ф. Лавкрафта. Издателями игры стали компании Bethesda Softworks, 2K Games и Ubisoft. Издатель в России – фирма «1С». В 2005 г. состоялся релиз игры на Xbox, в 2006 г. – на ПК (персональные компьютеры). Ранее запланированный выход игры на PlayStation 2 был отменён. На сайте-агрегаторе Metacritic.com ПК-версия игры имеет рейтинг 76/100 (на основе 17 рецензий критиков) и 7.6 (на основе 226 пользовательских оценок) (на июнь 2021). Несмотря на технические недостатки, отмеченные игровой прессой и сообществом геймеров, «Call of Cthulhu» продемонстрировала нестандартные приёмы вовлечения пользователя в игровой процесс и стала одной из самых заметных адаптаций творчества Г. Ф. Лавкрафта в индустрии интерактивных развлечений.
«Plants vs. Zombies»
«Plants vs. Zombies»
«Plants vs. Zombies», разработанная студией PopCap games серия видеоигр о конфликте растений и зомби, для которой характерны мультипликационная графика с карикатурными персонажами, визуальный юмор, пародии на героев поп-культуры, а также простой геймплей, рассчитанный на широкого пользователя. Первая часть, вышедшая в 2009 г., является игрой в жанре tower defense (с англ. – защита башни), в которой игрок обороняет дом от зомби, высаживая на их пути растения. Игра получила несколько продолжений и спин-оффов. Интерес широкой публики к tower defense вызвал именно оригинал.
«Terraria»
«Terraria»
«Terraria», видеоигра в жанре «песочница» (англ. sandbox) с элементами приключенческого экшена (action-adventure), разработанная и изданная в 2011 г. американской студией Re-Logic, которая до 2020 г. выпускала бесплатные обновления. «Terraria» представляет собой двухмерную «приключенческую песочницу», в которой нет конечной цели: управляя искателем приключений, пользователь свободно исследует мир. Прогресс игрока выражается не столько во внешних атрибутах, сколько в приобретённых им навыках, которые позволяют ему выживать. Дебютный проект компании Re-Logic имеет одиночный и многопользовательский режимы игры.
«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura»
«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura»
«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura», двухмерная видеоигра в жанре однопользовательской RPG от студии Troika Games, сочетающая стилистику фэнтези и стимпанка. Вышла в 2001 г. Игра строится вокруг идеи противостояния магии и технологии.
«Grand Theft Auto: San Andreas»
«Grand Theft Auto: San Andreas»
«Grand Theft Auto: San Andreas», пятая часть видеоигровой франшизы «Grand Theft Auto», вышедшая в 2004 г. на платформе PlayStation 2 и в 2005 г. на персональном компьютере (ПК) и Xbox. Она является сиквелом к «GTA: Vice City» и приквелом к «GTA III» и «GTA: Liberty City Stories». «GTA: San Andreas» сохранила геймплей и графический движок прошлых двух частей серии, но получила ещё более обширную территорию, новые транспортные средства и виды активности персонажа. Ключевой особенностью игры стала возможность изменения внешнего вида протагониста и тренировки различных навыков. К маю 2021 г. игра разошлась тиражом в 27,5 млн копий.
«Sid Meier’s Civilization»
«Sid Meier’s Civilization»
«Sid Meier’s Civilization», популярная серия пошаговых однопользовательских глобальных стратегий, выходящая с 1991 г. С 1995 г. все части серии поддерживали многопользовательский режим. Игра симулирует ход человеческой истории с древнейших времён до недалёкого будущего. В рамках симуляции отдельные участники игры или искусственный интеллект берут под контроль отдельные нации, названия и образ которых отсылает к реальным странам и народам. «Civilization» известна большим числом комплексных механик, призванных отразить отдельные аспекты человеческой истории на макроуровне: войну, внутреннюю и внешнюю политику, религию, экономику, технологическое развитие. Серия «Civilization» ввела или популяризовала целый ряд игровых механик, повлиявших на облик жанра стратегий, в первую очередь – технологическое древо.
«Dragon Age» (серия игр)
«Dragon Age» (серия игр)
«Dragon Age», серия однопользовательских ролевых игр в стилистике фэнтези от студии BioWare, запущенная в 2009 г. с выходом «Dragon Age: Origins». Все части серии имели коммерческий успех и большую популярность, дав начало мультимедийной франшизе. Игры серии «Dragon Age» относят к наиболее успешным RPG конца 2000-х – начала 2010-х гг. Франшиза характеризуется проработанным миром, серьёзным изменением игрового процесса и подхода к сюжету от части к части, а также инклюзивным набором персонажей и потенциальных романтических партнёров главного героя.
«The Elder Scrolls»
«The Elder Scrolls»
«The Elder Scrolls», видеоигровая франшиза в жанре фэнтези, разработанная студией Bethesda в 1994 г. Основная серия игр создана в жанре RPG. Сюжет всех частей разворачивается в выдуманном мире Нирн, но действие игры происходит в различных регионах и с разными главными героями, созданными игроком. Серия повлияла на жанр RPG и видеоигровую индустрию, популяризировав современный подход к открытым мирам.

Игры как индустрия

Bethesda Softworks
Bethesda Softworks
Bethesda Softworks, американская компания-разработчик и издатель видеоигр. Франшизы Bethesda Softworks включают широкий ассортимент ролевых, гоночных и спортивных игр, а также шутеров и симуляторов. Наибольшую известность компании принесла игровая серия «The Elder Scrolls», а также продолжения франшиз «Fallout», «Doom», «Wolfenstein». Bethesda Softworks также известна изданием игр на основе популярных кинофраншиз: «Терминатор» («Terminator»), «Стартрек» («Star Trek») и «Пираты Карибского моря» («Pirates of the Caribbean»). В 2021 г. материнскую компанию ZeniMax Media (в которую входит Bethesda Softworks и ряд других разработчиков) приобрела компания Microsoft.
Valve
Valve
Valve, американский разработчик и издатель компьютерных игр, известность которому принёс шутер «Half-Life», выпущенный в ноябре 1998 г. Другие известные игры компании – «Сounter-Strike: Global Offensive» и «Dota 2» – стали её наиболее прибыльными продуктами и полноценными киберспортивными дисциплинами. Valve развивает платформу Steam, предназначенную для продажи собственных и сторонних компьютерных игр.