«Red Dead Redemption»
«Red Dead Redemption», приключенческий вестерн-шутер от третьего лица с открытым миром и элементами RPG, созданный компанией Rockstar Games. Франшиза включает в себя полноценные части игры «Red Dead Revolver», «Red Dead Redemption I» и «Red Dead Redemption II», расширение для 1-й части «Red Dead Redemption: Undead Nightmare» и многопользовательское онлайн-дополнение ко 2-й части «Red Dead Online». Наибольшего коммерческого успеха достигла 2-я часть игры, выпущенная в 2018 г. К концу 2020 г. она разошлась тиражом более 36 млн копий и получила награды за «Лучшее повествование» и «Лучший саундтрек» на церемонии The Game Awards, премию Golden Joystick Awards в номинации «Выбор критиков». Игра также стала лауреатом премии Академии интерактивных искусств и наук (22nd Annual D.I.C.E. Awards, проходила в 2019, на ней вручали премии играм, вышедшим в 2018) за «Выдающиеся технические достижения».
История второй по популярности франшизы компании Rockstar Games началась с издания игры «Red Dead Revolver» в 2004 г. для консолей PlayStation 2 и Xbox. Её действие происходит в западной части США в 1880-х гг. В ней раскрывается история Реда Харлоу, наёмного убийцы, стремящегося отомстить за смерть своих родителей. В основу игры легли элементы аркады и шутера, а также многопользовательский режим. Критики дали «Red Dead Revolver» неоднозначные отзывы, считая её главной заслугой высокое соответствие эстетике спагетти-вестернов, а главным недостатком – слабую проработку игровой механики. Игра оказалась наименее удачной в серии «Red Dead Redemption», но стала исходной точкой для двух сиквелов.
Вселенная изданной для консолей PlayStation 3 и Xbox 360 в 2010 г. «Red Dead Redemption I» была расширена за счет добавления вымышленных районов Мексики. Её сюжет разворачивается в 1911 г., повествуя о бывшем наёмном убийце Джоне Марстоне. Столкнувшись с угрозой потерять семью, главный герой возвращается к своему ремеслу и встаёт на сторону государственных структур, которые стремятся сохранить установившийся порядок, разыскивая бросивших ему вызов бывших сообщников Марстона. Сценарий основных миссий охватывают приграничные города, пустыни, горные перевалы и урбанизированные территории. Игрок может свободно исследовать каждую из этих территорий, находя в них побочные задания, дополнительные способы заработка и возможности приобрести новое обмундирование.
«Red Dead Redemption I» получила широкое признание критиков за визуальный стиль, глубину сюжета, саундтрек и многопользовательский режим. Она стала «Игрой года» по версии изданий Game Informer, GameSpy, GameSpot, а также получила премии на 11-й ежегодной церемонии Game Developers Choice Awards [«Лучшая игра года» (2010), «Лучший игровой дизайн», «Лучшие технологии»], также на церемонии Spike VGA 2010. В 2010 г. Rockstar Games также выпустила короткометражный мультфильм «Red Dead Redemption: Парень из Блэкуотера» («Red Dead Redemption: The Man from Blackwater», 2010), созданный на игровом движке «Red Dead Redemption» режиссёром Джоном Хиллкоутом. Большинство сцен фильма повторяют сюжетные линии игры; кроме того, они включают в себя кадры прогулок, верховой езды и остановок Марстона в палаточных лагерях разных локаций.
«Red Dead Redemption II», вышедшая в 2018 г. на консолях PlayStation 4 и Xbox One и в 2019 г. на персональных компьютерах, является приквелом к 1-й части и рассказывает о времени, когда Марстон был независимым от государства наёмником. При этом под управлением игрока большинство времени в игре находится другой член банды – Артур Морган. Игра также предполагает свободное путешествие по миру, самостоятельный выбор занятий и мест действия. Её отличительной особенностью стал игровой процесс, максимально приближенный к действительности за счет медленных и методичных действий персонажа. Например, рубка дров занимает у него столько же времени, сколько и в реальности, требуя от игрока последовательно пройти всю процедуру: взять бревно, поставить его на поверхность и расколоть пополам. Вместе с тем в игру была встроена система «чести», которая влияет на сюжет по мере того, какие решения принимает пользователь.
В тематическом плане серия «Red Dead Redemption» отражает конфликт между старым, технологически необустроенным миром и нарождающимся индустриальным укладом. Модернизация общества здесь проявляется в образах автомобилей, самолетов, военной и телекоммуникационной техники. По мере продвижения сюжета игры в окружающей среде происходят изменения, отражающие идеологические преобразования в обществе: территории застраиваются новыми жилыми и коммерческими зданиями, окружающие их леса вырубаются ради прибыли компаний, а населённые пункты начинают сообщаться между собой железнодорожными путями и инфраструктурой, которые прокладывают крупные предприниматели (Donald. 2020). Все эти процессы отображают социальные, экологические, политические и культурные проблемы, характерные для развития американского капиталистического общества начала 20 в.
Вместе с тем в игре отражены характерные для 20-го столетия экономические бумы и спады. Главный герой Марстон, воплощая образ ковбоя, сочетает в себе жестокость со способностью ориентироваться в сложившейся экономической ситуации и извлекать выгоду из ситуации социального кризиса, сопутствующей процессу индустриализации США. В этой точке игра перекликается с неолиберальным режимом, неустойчивость которого стала обнаруживаться после кризиса 2008 г. История Марстона натурализует нестабильный характер капитализма и деполитизирует борьбу с этой социальной системой (Humphreys. 2012). Вместо того чтобы объединиться с угнетёнными социальными группами для переустройства общества, протагонист занимается грабежом и убийствами, а также вступает в сговор с государством, требующим от него того же самого. Инстинкт самосохранения и меркантильность Марстона преподносятся игрокам как освобождение и стремление к прогрессу, однако результатом этих действий оказывается углубление социально-экономического неравенства.
Лавирование Марстона между государством, которое воспроизводит механизмы эксплуатации населения, и бандами преступников, нарушающими закон, на первый взгляд выводит главного героя за пределы моральных категорий. Однако его конечная цель – начать спокойную жизнь на ранчо со своей семьей – позволяет отнести Марстона к аполитичному классу мелких предпринимателей и собственников. Этот срез американского общества воспринимает страдания, потери и быстрые технологические изменения как естественный ход жизни, над которым никто не имеет власти. Единственным интересом в этой обстановке остаётся сохранение частной собственности. Помогая различным сообществам вернуть и защитить их собственность, а также стремясь обрести свою, Марстон способствует закреплению сложившейся социальной иерархии и препятствует появлению политической альтернативы (Humphreys. 2012).