Тактические ролевые игры
Такти́ческие ролевы́е и́гры (англ. Tactical role-playing games), поджанр компьютерных ролевых игр (CRPG), где боевая или иная часть игрового процесса протекает в пошаговом режиме. Пошаговые игры (turn-based) как таковые отличаются от игр в реальном времени (real-time) тем, что в них никакие два действия не могут протекать одновременно. Примером аналоговых пошаговых игр являются шахматы, шашки, многие карточные игры и т. д. Соответственно, пошаговыми будут и их компьютерные симуляторы, а также другие видеоигры, не позволяющие единовременное выполнение действий.
Особенности жанра
В тактических RPG пошаговым может быть весь игровой процесс, либо отдельные его механики – чаще всего боевые. Другие различия между тактическими RPG проистекают из количества сторон, которые могут одновременно участвовать в битве, из правил перехода хода. Например, в серии тактических RPG «King’s Bounty» в каждой битве участвуют только две стороны (как в современных шахматах), в то время как в «Fallout» число сторон конфликта не ограничено игромеханически.
Современные представители серии «King’s Bounty» («King's Bounty: Легенда о рыцаре», «King's Bounty: Принцесса в доспехах» и др.) отличаются от своих предшественников тем, что в них передвижение армии игрока по глобальной карте осуществляется в реальном времени, тогда как в оригинальной «King's Bounty» оно было пошаговым. Переход хода может быть привязан либо к сторонам конфликта (сначала ходят все юниты одной стороны, потом все юниты другой), либо к самим юнитам, и тогда юниты ходят в том порядке, которые определяется их характеристиками, случайностью или игроком.
Благодаря пошаговости тактические RPG дают игроку неограниченное количество времени на обдумывание хода, что лишает значимости разницу в скорости реакции и принятии решений у противоборствующих сторон (будь то несколько игроков или игрок и компьютер). Однако в многопользовательских тактических RPG может вводиться ограничение на время хода во избежание преднамеренного затягивания игры. Поэтому в тактических RPG, как и во всех пошаговых играх, на первое место выходит способность предугадывать ходы оппонента и планировать на несколько шагов вперёд.
История жанра
Исторически компьютерные ролевые игры были именно пошаговыми, и лишь впоследствии появились их разновидности в реальном времени. В частности, пошаговыми были такие прародители жанра CRPG, как «Dungeons & Dragons» и «The Dungeon». Это связано с тем, что пошаговыми были настольные ролевые игры, на которых CRPG основывались. Этот принцип был перенесён в компьютерные ролевые игры из соображений простоты и дешевизны разработки: создать игру, где все действия идут в строгом порядке, проще, чем игру, в которой множество взаимосвязанных и взаимозависимых процессов способны протекать одновременно. Отсутствие необходимости показывать много меняющихся объектов одновременно существенно снижает требования к техническим мощностям электронно-вычислительного устройства, для которого создаётся игра.
Тактические RPG вскоре появились на всех платформах: в 1980-х гг. – на приставках, а в 1990-х и 2000-х гг. – на карманных консолях (таких, как Sega Game Gear) и на мобильных телефонах. Тактической была и одна из первых коммерческих массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (MMORPG) – «Neverwinter Nights» 1991 г. Тактические компьютерные ролевые игры продолжают существовать, однако на рынке CRPG в наши дни гораздо более распространены CRPG в реальном времени.
За последние десятилетия произошло размывание жанра: в 1995 г. компания New World Computing разработала игру «Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest», которая заимствовала сеттинг у серии фэнтезийных тактических CRPG «Might and Magic», а основные механики – у тактической CRPG «King’s Bounty» (обе франшизы издавались компанией New World Computing). При этом сама «Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest» и последующие представители серии являются не тактическими RPG, а пошаговыми стратегиями с элементами RPG. Аналогичным образом серия игр «Age of Wonders», хотя исторически восходит к тактическим RPG и унаследовала от них много игровых элементов, относится к жанру пошаговых стратегий.
В то время как чистые представители жанра (например, «Shadowrun Returns3) всё ещё выпускаются, такие игры, как «Infinite Space» (Clegg. 2010) или «Valkyria Chronicles» (Wildgoose. 2012), существуют на стыке с другими жанрами, хотя и многое заимствуют из тактических ролевых игр. Заимствования из тактических RPG также совершали игры в жанре пошаговой тактики (turn-based tactics): их можно наблюдать, например, в серии игр «Операция Silent Storm», особенно в последней части – «Серп и Молот».
Жанр тактических RPG размывается из-за того, что в некоторых играх пошаговый режим боя может быть опциональным и включаться/выключаться через настройки. Игрок получает возможность играть в одну и ту же RPG как в тактическую и как в RPG в реальном времени: такая функция есть в «Pathfinder: Kingmaker», в некоторых играх серии «Might and Magic», в «Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» и др.