«Grand Theft Auto: Vice City»
«Grand Theft Auto: Vice City» («GTA: Vice City»), сиквел серии видеоигр «Grand Theft Auto», вышедший в 2002 г. на платформе PlayStation 2 и в 2003 г. на Xbox и персональных компьютерах (ПК). Разработчики перенесли в игру большинство элементов предыдущей версии «GTA»: вид от третьего лица, 3D-графику, возможность нелинейного прохождения игры и т. д. Главные изменения коснулись городской среды и визуальной составляющей, игровой мир стал содержать отсылки к продуктам массовой культуры 1980-х гг. К концу 2020 г. игра разошлась тиражом в 17,5 млн копий.
Сюжет «GTA: Vice City» развивается в 1986 г., в придуманном г. Вайс-Сити, стилизованном под американский г. Майами. Игрок действует от имени наёмного убийцы Томми Версетти, освобождённого после 15 лет пребывания в тюрьме, которые он получил за убийство 11 человек. Его отправляют в Вайс-Сити, чтобы заключить серию сделок по продаже наркотиков. Во время операции герой терпит неудачу и остаётся в городе, чтобы компенсировать потери и впоследствии стать лидером криминального мира.
«GTA: Vice City» унаследовала множество черт у «GTA III». Новшества очередного сиквела состояли в следующем: мрачный сеттинг Либерти-Сити был заменён на солнечные пейзажи, был расширен выбор оружия, одежды и транспорта, игроки получили возможность управлять различным мототранспортом и вертолётами, в том числе игрушечными. Появление пожарных машин создало дополнительную линию побочных заданий, связанных с устранением возгораний. Стала доступна покупка жилых зданий, где можно сохранить прогресс игры, и деловых предприятий, приносящих главному герою прибыль.
Саундтрек «GTA: Vice City» стал более разнообразным, чем в предыдущей версии. По радио можно услышать музыку в стилях синти-поп, хип-хоп, R&B, соул, глэм метал, а также хиты 1980-х гг., например, «99 Luftballoons» певицы Nena, «Video Killed the Radio Star» группы «The Buggles» и «Billie Jean» М. Джексона. Общественное радио Вайс-Сити (VCPR) стало репликой Национального общественного радио США, в эфире которого можно услышать интервью с коррумпированными политиками и другими публичными персонами Вайс-Сити.
В 2006 г. Rockstar Games выпустила дополнение «GTA: Vice City Stories». События дополнения происходят в 1984 г. − оно является приквелом к «GTA: Vice City». В игре повествуется история Виктора Вэнса, брата Лэнса Вэнса − персонажа «GTA: Vice City», помешавшего операции Томми Версетти в 1986 г. В прошлом Виктор был солдатом армии США, но его уволили из вооружённых сил из-за вовлечения в наркобизнес. Долгое время Виктор работал на Фила Кэссиди, одного из героев «GTA III», «GTA: Vice City» и «GTA: Liberty City Stories», пока не стал руководителем одной из преступных организаций. Позднее его привлекли к нескольким крупным наркосделкам, но одна из них, заключавшаяся в паре с Томми Версетти, стала роковой для Виктора. Вайс-Сити 1984 г. имел несколько кардинальных отличий: особняки главарей некоторых банд ещё не были достроены; в городе не было важной для сюжета «GTA: Vice City» строительной площадки Эйвери Кэррингтон, а на месте крупного международного аэропорта имени Пабло Эскобара был трейлерный парк. В остальном структура «GTA Vice City Stories» идентична структуре других серий франшизы «GTA». Единственным исключением стала возможность пилотировать самолёты.
С выходом «GTA III» критики стали считать реалистичность игрового мира главной особенностью франшизы. Но «GTA: Vice City» обнажила парадокс: вселенная игр казалась реальной благодаря отсутствию связи с реальностью. В Вайс-Сити не существует пробок. Улицы города намного шире настоящих улиц Майами, а автомобили и сама механика вождения спроектированы так, чтобы они постоянно врезались в игровые объекты и крошились на части. Игрок всегда имеет возможность начать выполнение миссии заново. Даже после смерти игровой прогресс не обнуляется − персонаж теряет только имеющееся у него оружие и небольшую сумму денег. Резкое прерывание миссий не влечёт за собой никаких штрафов. В «GTA» не предусмотрена сама возможность проигрыша.
«GTA: Vice City» далека от того, чтобы обеспечить опыт присутствия в городе. Общая планировка Вайс-Сити имитирует Майами, соединяя пляжи с небоскрёбами в центре города и материковыми районами Маленькой Гаваны и Маленького Гаити на окраинах. Многие черты города гипертрофированы в игровом измерении. В 1980-е гг. Майами − важный центр автомобильной культуры США. Однако в игровой вселенной автокультура становится агрессивной и избыточной. В большинстве миссий пользователи имеют дело с экзотическими транспортными средствами, выполняя на них различные трюки; устраивают перестрелки на автострадах и бросаются в погони на высокой скорости, которые заканчиваются катастрофой для одной из сторон.