Благочестивый диптих
Благочести́вый ди́птих, произведение религиозной живописи в виде двустворчатого складня камерного размера, где молитвенный образ (как правило, Богоматери с Младенцем) на одной створке соотносится с портретом владельца (реже – двух и более человек) на другой. Истоки для этого типа изображения исследователи находят в книжной миниатюре Южных Нидерландов (Pearson A. G. Personal worship, gender, and the devotional portrait diptych // The Sixteenth Century Journal. 2000. Vol. 31, № 1. P. 99–122): с середины 14 в. в часословах, т. е. принадлежавших мирянам религиозных книгах, появились иллюстрации, на которых владелец изображён молящимся перед алтарём или непосредственно перед Богоматерью. Собственно благочестивые диптихи, написанные на дереве в технике масляной живописи, распространились в Западной и Центральной Европе в 15 – начале 16 вв. Оборотные стороны створок обычно украшались гербом владельца, символическими изображениями и т. д.
Такие диптихи предназначались для индивидуальной молитвы и благочестивых размышлений; в путешествии они могли использоваться в качестве алтарного образа. Как правило, диптих составляли погрудные изображения: «Богоматерь и Филипп де Крой» Рогира ван дер Вейдена (около 1460, Библиотека, художественный музей и ботанический сад Хантингтон, Сан-Марино, Калифорния, и Королевский музей изящных искусств, Антверпен), «Богоматерь и Мартин ван Ньивенхове» Х. Мемлинга (1487, Музей Х. Мемлинга, Брюгге), «Богоматерь и Жан Каронделе» Я. Госсарта (1517, Лувр, Париж), но также известны и ростовые: «Богоматерь и Кристиан де Хондт» Мастера 1499 г. (1499, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Благочестивые диптихи повлияли на формирование жанра портрета Нового времени.