Мамардашвили Мераб Константинович
Мамардашви́ли Мера́б Константи́нович (მერაბ კონსტანტინეს ძე მამარდაშვილი) (15.9.1930, Гори, Грузия – 25.11.1990, Москва; похоронен в Тбилиси), советский, российский и грузинский философ. Родился в семье военного. В 1949–1954 гг. учился на философском факультете МГУ (аспирантура в 1954–1957). Вместе с А. А. Зиновьевым, Г. П. Щедровицким и Б. А. Грушиным участвовал в работе созданного ими Московского логического кружка (1952–1957). В 1957–1960 и 1968–1974 гг. работал в журнале «Вопросы философии», в 1961–1966 гг. в Праге в журнале Otázky míru a socialismu («Проблемы мира и социализма»), в 1967–1968 гг. заведовал отделом в Институте международного рабочего движения АН СССР. В 1974–1980 гг. – работал в Институте истории естествознания и техники в должности старшего научного сотрудника. Читал лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссёров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, а также в других городах (Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Тбилиси). Эти лекции, посвящённые Р. Декарту, И. Канту, М. Прусту, по истории античной и современной философии и другим темам, обычно записывавшиеся на магнитофон, составляют основу его творческого наследия. С 1980 г. работал в Институте философии Академии наук Грузии. В годы перестройки 1987–1990 гг., отмечая слабое развитие в российской истории «личностных начал», отстаивал необходимость возвращения России в «лоно» европейской цивилизации и в то же время резко критиковал складывавшийся в Грузии националистический режим З. К. Гамсахурдиа («Если мой народ выберет Гамсахурдиа, тогда мне придется пойти против собственного народа в смысле своих взглядов и настроений»).
Основные темы работ Мамардашвили – философия сознания, классический и неклассический идеал рациональности, философия и методология науки. В первый период своего творчества (1960-е – 1-я половина 1970-х гг.) Мамардашвили принадлежал к советской традиции диалектической логики, но уже тогда выделялся оригинальными трактовками философских проблем. Он, в частности, анализировал концепцию сознания в «Капитале» К. Маркса как необходимого элемента функционирования социальной системы и в этом плане существующего в едином поле континуума «бытие-сознание». Ключевым становится у Мамардашвили понятие «превращённой формы» – той объективной видимости, которая порождается всей системой внутренних отношений сложного целого, скрывая её фактический характер, и представляется находящемуся внутри этой системы наблюдателю в виде особого «квазисубстанциального» образования (функционирование денег в товарно-капиталистическом обществе, движение Солнца на небе как источник ориентации человека в пространстве и времени и т. п.). Во 2-й половине 1970–1980-х гг. в творчестве Мамардашвили преобладают феноменологические и экзистенциальные мотивы. Предметом рассмотрения становится само бытие мысли, выяснение тех условий, от которых зависит сам факт наличия (или отсутствия) того или иного содержания мышления. В своих многочисленных курсах лекций Мамардашвили отмечал два главных условия мысли как события в мире. Во-первых, это «ноогенные машины», символы или внементальные предметности сознания, порождающие мысль, вводящие сознание субъекта в определённые состояния (религиозные символы, произведения литературы и искусства и т. п.). Второе важнейшее условие – это усилие самого мыслящего субъекта, его постоянный «внутренний труд души».
За живую манеру и устный характер философствования, постоянную апелляцию в процессе лекций к жизненному опыту своих слушателей Мамардашвили прозвали «грузинским Сократом». В этом контексте Мамардашвили утверждал наличие наряду с профессиональной прежде всего «реальной философии», к которой в той или иной степени причастны все люди и которая представляет собой совокупность изначальных актов, судьбоносных для каждого индивида. Профессиональная же «философия учений и систем» является лишь особой техникой экспликации первичных актов, составляющих «реальную философию».