Лучинский Пётр Кириллович
Лучи́нский Пётр Кири́ллович (рум. Petru Lucinschi; Петру Лучински) (род. 27.1.1940, село Старые Радуляны Сорокского жудеца, Королевство Румыния, ныне Флорештского района, Молдавия), советский и молдавский комсомольский, партийный, политический и государственный деятель, мемуарист, второй президент Республики Молдова (1996–2001). Окончил историко-филологический факультет Кишинёвского государственного университета (1962), Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1974).
Молодые годы
В 1960–1971 гг. работал в комсомольской организации Молдавской ССР: инструктор ЦК (1963–1965), 1-й секретарь Бельцкого горкома комсомола (1965–1966), 2-й секретарь (1966–1967), 1-й секретарь (1967–1971) ЦК ЛКСМ Молдавии. Член КПСС (1964–1991).
В октябре 1970 г. выступил на собрании актива комсомола Молдавии с обличительной критикой в адрес молдавских писателей и поэтов Д. Л. Матковски, Г. Н. Менюка, П. Б. Михни и Г. Д. Водэ и др. Обвинил их в политической незрелости, указал, что их творчество способствует распространению националистических настроений в обществе.
На партийной работе
По инициативе 1-го секретаря ЦК Коммунистической партии (КП) Молдавии И. И. Бодюла выдвинут на партийную работу. Секретарь ЦК КП Молдавии по идеологии (1971–1976). Несмотря на прошлые конфликты с частью писательского сообщества, смог установить доброжелательные отношения с молдавской творческой интеллигенцией. В своих воспоминаниях указывал, что не допускал преследований в её отношении, а также часто заступался за деятелей культуры в случаях, «когда "первый" [И. И. Бодюл] проявлял свой характер» (Лучинский. 1993. С. 51). Вместе с тем имел серьёзные разногласия с близкими к Бодюлу партийными лидерами С. К. Гроссу и И. Г. Устияном (впоследствии оба заняли руководящие посты в Молдавской ССР). Позднее вспоминал, что его пытались отстранить от работы в ЦК КП Молдавии под различными предлогами, в том числе направив на учёбу в Дипломатическую академию, а затем в Академию общественных наук при ЦК КПСС (Лучинский. 1993. С. 52).
Кандидат философских наук (1975; тема диссертации: «Перспективное планирование идеологической работы как средство повышения эффективности коммунистического воспитания трудящихся»).
Первый секретарь Кишинёвского городского комитета КП Молдавии (1976–1978). Планировал осуществить генеральную реконструкцию города, с этой целью вёл переговоры с вышестоящими инстанциями о выделении дополнительного финансирования. Из-за имевшихся разногласий с коллегами был вскоре переведён в Москву.
В 1978–1986 гг. заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС. Позднее главными своими достижениями на посту называл помощь своим землякам по различным поводам: «Ко мне обращались, как правило, с просьбами. Все думали, что Москва поможет в любой беде» (Лучинский. 1993. С. 53).
Второй секретарь ЦК КП Таджикистана (1986–1989). Выдвинут на пост после подачи официальной просьбы о назначении на практическую работу. Республиканским руководством однозначно оценивался как ставленник Москвы, подвергался критике за незнание специфических политических реалий Таджикистана и непродуманные кадровые решения. Политические спекуляции вызвала и отставка Лучинского: впоследствии бывший 1-й секретарь ЦК КП Таджикистана К. М. Махкамов обвинил его в причастности к организации массовых беспорядков в феврале 1990 г. Несмотря на это, отзывался о своём пребывании в Таджикистане комплиментарно, утверждал, что за годы работы в республике приобрёл ценный опыт (Лучинский. 1993. С. 54).
Во главе Молдавской ССР. Участие в политической жизни республики в 1990 – начале 1991 гг.
Первый секретарь ЦК КП Молдавии (ноябрь 1989 – январь 1991), член Политбюро ЦК КПСС (1990–1991). Возглавил КП Молдавии после массовых беспорядков в Кишинёве (сопровождались попыткой захвата здания МВД), побудивших уйти в отставку С. К. Гроссу. Оценивался М. С. Горбачёвым как близкий по духу реформатор, выступал за проведение либеральных преобразований. Отличался от своего предшественника благосклонным отношением к молдавскому национал-радикальному движению, представленному в первую очередь Народным фронтом Молдовы.
В феврале 1990 г. на пленуме ЦК КПСС выступил с предложением реформировать советскую политическую систему на основе опыта стран с двухпартийной системой, при этом указав на необходимость оставаться в рамках «социалистического выбора» [Советская Молдавия. 1990. 8 февраля (№ 36). С. 6].
В марте 1990 г. баллотировался в Верховный Совет Молдавской ССР. Единственной разрешённой партией на выборах по-прежнему оставалась КП Молдавии, при этом допускалось выдвижение беспартийных кандидатов. Несмотря на преобладание коммунистов среди кандидатов, значительная часть из них баллотировались на платформе Народного фронта Молдавии. Лучинский не препятствовал этому, а позднее заявил, что «программы Народного фронта и Коммунистической партии фактически ничем не различаются» (Степанов. 2018. С. 145). Избрание большого количества фактически независимых депутатов способствовало изменению политической системы в республике и переходу всей полноты власти от КП Молдавии к Верховному Совету.
27 апреля 1990 г. баллотировался на должность председателя Верховного Совета ССР Молдова. Его основным конкурентом стал действовавший председатель М. И. Снегур, пользовавшийся широкой поддержкой Народного фронта. В этих обстоятельствах Лучинский пошёл на сближение с Интернациональным фронтом Молдовы, выступавшим за сохранение территориальной целостности СССР и имевшим поддержку среди национальных меньшинств Молдавии, а также пытался привлечь на свою сторону депутатов из фракции аграриев. Как высокопоставленный член КПСС, сравнительно недавно вернувшийся в Молдавию, многими воспринимался как ставленник союзного центра и не смог привлечь на свою сторону большинство депутатов (набрал 160 голосов за и 200 против).
В сентябре 1990 г. Верховный Совет ССР Молдова принял закон «Об учреждении поста Президента Советской Социалистической Республики Молдова и внесении изменений и дополнений в Конституцию ССР Молдова». В тот же день постановлением Верховного Совета ССР Молдова на пост президента был назначен М. И. Снегур. В ноябре на сессии Верховного Совета ССР Молдова, к удивлению коллег-депутатов, Лучинский проголосовал за предложенный сторонниками Народного фронта и объединения с Румынией проект герба ССР Молдова.
14 ноября на заседании Политбюро ЦК КПСС с участием членов Президентского совета СССР высказался против нового Союзного договора, оценив его как несвоевременный в условиях обретения республиками независимости. Предложил сосредоточить внимание на разработке экономических соглашений между республиками и подписании соответствующих политических деклараций. Одновременно поддержал проведение референдума о сохранении СССР.
Деятельность с января 1991 г.
Секретарь ЦК КПСС (январь – август 1991).
В 1991–1992 гг. работал в Москве, в Институте общественно-политических исследований РАН. В 1992–1993 гг. чрезвычайный и полномочный посол Республики Молдова в Российской Федерации.
Во главе парламента Республики Молдова
Председатель парламента Республики Молдова (4 февраля 1993 – 1 декабря 1997). Баллотировался от Аграрно-демократической партии Молдовы (АДПМ; при этом сам в ней не состоял) после добровольной отставки предыдущего председателя парламента А. Мошану. Способствовал нормализации ситуации в республике после вооружённого конфликта в Приднестровье. Выступал сторонником сильного парламента. Пытаясь балансировать между левыми и правыми в парламенте, стремился к компромиссу между всеми умеренными политическими силами. Во внешней политике стремился сотрудничать в равной мере как с Россией, так и со странами Европы, вместе с тем обвинялся частью русскоязычных политических деятелей Молдавии в саботировании совместных российско-молдавских проектов, включая Российско-молдавский университет (открыт в 1997 в качестве частного, а не государственного учебного заведения).
4 августа 1993 г. после провала ратификации Алма-Атинской декларации парламентом Республики Молдова вместе с АДПМ поддержал инициативу движения «Единство» о досрочном роспуске парламента. В том же месяце вместе с социалистами и лидерами движения «Единство» принял участие в учредительной конференции Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ).
12 октября 1993 г. парламент принял постановление «О досрочных выборах Парламента», согласно которому следующие выборы назначались на начало 1994 г. На них вновь баллотировался от АДПМ, набравшей 43,2 % голосов. Не будучи членом партии, оказывал влияние на её действия, сохраняя при этом определённую независимость. По итогам выборов укрепил своё положение в качестве самостоятельной политической фигуры. Вместе с президентом М. И. Снегуром и премьер-министром А. Н. Сангели способствовал формированию коалиционного правительства.
В 1994 г. возглавлял парламентскую комиссию по разработке Конституции Республики Молдова. Новая конституция предполагала парламентско-президентскую модель государственного устройства. Согласился на включение в текст основного закона некоторых программных положений аграриев, которые преимущественно касались языкового вопроса. Было решено продлить действие закона 1989 г. о функционировании языков, согласно которому государственным языком признавался молдавский язык на основе латинской графики, но при этом на практике всё чаще употреблялось название «румынский». Идея движения «Единство» о закреплении официального статуса русского языка поддержана не была, конституция ограничилась лишь признанием и защитой права на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны.
В ходе работы над проектом конституции предпринял попытку реинтегрировать Приднестровье с предоставлением ему широкой автономии, но столкнулся с принципиальной позицией лидеров непризнанной республики, требовавших тогда создания союзного государства (позднее позиция властей Приднестровья изменилась и они стали требовать признания в качестве независимого государства).
Стремясь к установлению компромисса с гагаузами, способствовал принятию закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» № 344-XIII от 23 декабря 1994 г.
На посту президента Республики Молдова
В 1996 г. в преддверии президентских выборов вместе с премьер-министром А. Н. Сангели оказался в оппозиции к президенту М. И. Снегуру, вышедшему из АДПМ. Вместе с премьер-министром и Конституционным судом не поддержал попытку отстранения министра обороны П. С. Крянгэ, которая, по мнению противников президента, была подготовкой к роспуску парламента и срыву выборов.
Баллотировался как независимый кандидат, поддержанный аграриями. По итогам 1-го тура выборов, завершившегося 17 ноября, уступил М. И. Снегуру (набрал 38,75 % голосов) и занял 2-е место (27,67 % голосов). Во 2-м туре, состоявшемся 1 декабря, набрал 54,07 % голосов (против 45,93 % у Снегура). На этот раз активную поддержку Лучинскому оказали не только аграрии, но и коммунисты во главе с В. Н. Ворониным, а также подавляющее большинство русскоязычного населения Молдавии. Кроме того, в немалой степени победу Лучинского обеспечили московские политтехнологи, сумевшие мобилизовать руководителей оставшихся в республике колхозов на агитацию в его пользу.
Внутренняя политика
15 января 1997 г. состоялась инаугурация второго президента Республики Молдова. В инаугурационной речи он обещал улучшить качество жизни, выразил готовность к урегулированию отношений с Приднестровьем и призвал Россию к выводу войск из региона.
Продолжил реформы, направленные на приватизацию государственной собственности, начатые при его предшественнике М. И. Снегуре. Экономическое развитие республики осуществлял в строгом соответствии с принципами радикального либерализма и рекомендациями Международного валютного фонда. На момент прихода Лучинского к власти экономика Молдавии демонстрировала признаки стабилизации. Вместе с тем неблагоприятной оставалась обстановка в сельском хозяйстве республики. Основными проблемами были утрата производственной базы, обнищание населения и крупные долги предприятий. Результаты приватизации также оставались скромными: к 1997 г. было реорганизовано 70 колхозов, а акты собственности на землю получили 70 тыс. крестьян [сельское население Республики Молдова, по данным последней переписи населения (1989), превышало 2 млн человек].
В этих условиях в 1998 г. приступил к реализации программы приватизации аграрного сектора Pămînt (рум. земля), осуществлявшейся при значительной финансовой и политической поддержке США и одобренной Всемирным банком. Неблагоприятные стартовые условия делали невозможным успешное осуществление программы. Селяне, получившие земельные наделы в собственность, не имели возможности самостоятельно их обрабатывать надлежащим образом. Кроме того, так и не была завершена земельная реформа, начатая ещё в 1991 г., что способствовало разрушению сельскохозяйственной инфраструктуры. Наконец, в 1998 г. пикового значения за весь постсоветский период достиг государственный долг Молдавии, составивший 159,4 % от ВВП страны, а состояние экономики оценивалось как преддефолтное.
Непростая экономическая ситуация вызвала политический резонанс. Снижение уровня жизни большинства населения, разочарование в политике бывших членов Народного фронта и ностальгия части электората по советскому периоду способствовали изменению политической конъюнктуры. В ходе подготовки к парламентским выборам 1998 г. резко увеличилась популярность КП Молдавии. Партия возрождения и согласия Молдовы М. И. Снегура и Христианско-демократический народный фронт объединились в Демократическую конвенцию. Кроме того, в парламенте наметилось сближение коммунистов и унионистов, охарактеризованное сторонниками Лучинского как «чудовищная коалиция».
Опасался формирования антипрезидентской объединённой лево-правой оппозиции в парламенте, в связи с чем выразил готовность сотрудничать с умеренными силами. Одновременно предпринял усилия к созданию пропрезидентского центристского блока за демократическую и процветающую Молдову – «Ласточка» во главе с заместителем председателя парламента Д. Дьяковым, а также участвовал в создании избирательного блока «Гражданский альянс за реформы Furnica» во главе с А. Усатым (позже преобразован в Партию социальной демократии). При этом сформировать устойчивую пропрезидентскую коалицию так и не смог: на выборах в марте 1998 г. его сторонники из блока «Ласточка» получили лишь 24 мандата из 101, уступив как коммунистам (40 мандатов), так и правым партиям (37 мандатов).
С 1999 г. стал открыто выступать за переход к президентской форме правления. С этой целью добился проведения в мае совещательного референдума, на котором его предложение поддержали 55 % проголосовавших. Против выступили все ведущие парламентские фракции, включая блок «Ласточка» во главе с председателем парламента Д. Дьяковым, что привело к политическому кризису. В сложившейся ситуации пытался добиться проведения конституционного референдума, что было невозможно без согласия парламента. В свою очередь, парламент, исходя из симпатий электората, опасался как перспективы референдума, так и следующих прямых президентских выборов.
Параллельно ухудшалась экономическая обстановка: за 1999 г. Республика Молдова потеряла около 70 % валютных поступлений, а к концу года дефицит внешнеторгового баланса достиг 20 %.
5 июля 2000 г. парламент Республики Молдова принял закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова», изменивший процедуру выборов президента: отныне он избирался не прямым, а парламентским голосованием.
4–6 декабря 2000 г. в парламенте состоялся первый раунд выборов президента Молдавии, однако в ходе голосования ни один из кандидатов не набрал большинства (61 голос). Повторные выборы должны были состояться 21 декабря, однако в назначенный день правые и центристы бойкотировали выборы с целью не допустить избрания президентом коммуниста В. Н. Воронина, в связи с чем не был набран кворум (заседание посетили лишь 46 депутатов). Впоследствии Лучинский направил запрос в Конституционный суд Молдавии о роспуске парламента. В ответном заключении суд заявил, что президент не только имеет право, но и обязан распустить парламент и провести досрочные парламентские выборы, а также подтвердил, что президент остаётся в должности до избрания нового президента.
31 декабря издал указ о роспуске парламента, а 12 января 2001 г. назначил новые парламентские выборы на 25 февраля. Заявил, что поддержит центристов, подразумевая премьер-министра Д. П. Брагиша (в прошлом – комсомольский лидер) и его блок. В связи с получением парламентского большинства ПКРМ решил не выдвигать свою кандидатуру на следующие президентские выборы.
Завершённые уже после отставки Лучинского реформы привели к дальнейшему упадку сельского хозяйства Молдавии. В результате реализации программы Pămînt на 200 тыс. га орошаемых земель ирригационные системы были выведены из строя. Впоследствии за год смывалось до 26 млн т плодородной почвы (эквивалентно разрушению 2 тыс. га чернозёмов). Кроме того, реализация программы повлекла за собой и другие экологические последствия, включая заиливание и загрязнение водных бассейнов, разрушение путей сообщения и гидромелиоративных сооружений, что создавало дополнительные проблемы для сельского хозяйства. Программа была крайне непопулярной среди населения и получила неофициальное название Mormînt (рум. могила).
По итогам земельной реформы к 2002 г. была полностью осуществлена либерализация аграрного сектора, возник рынок земли (31,4 тыс. хозяйствующих субъектов), а более ¾ сельскохозяйственных угодий оказалось в частной собственности. Вместе с тем реформа способствовала формированию биполярной структуры земельной собственности, в рамках которой примерно половина угодий принадлежала небольшому числу крупных земельных собственников (500–1000 га), а другая половина оказалась во владении мелких крестьянских хозяйств (1,5 га). Уровень развития сельского хозяйства по-прежнему оставался низким, а для основной массы населения реформа обернулась стремительным ухудшением качества жизни.
Внешняя политика
Придерживался курса на укрепление связей с европейскими странами, в первую очередь с соседней Румынией. Смог сохранить доброжелательные отношения с Россией и странами Содружества Независимых Государств, однако их значение во внешней политике Республики Молдова неуклонно снижалось.
8 мая 1997 г. в Москве принял участие в четырёхсторонней встрече с президентом самопровозглашённой Приднестровской Молдавской Республики И. Н. Смирновым, президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и президентом Украины Л. Д. Кучмой. По итогам встречи главы государств подписали меморандум (меморандум Примакова) «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем». Согласно ему, власти Республики Молдова и Приднестровья обязывались не применять силу во взаимоотношениях и решать возникающие между ними противоречия исключительно мирным путём и при посредничестве РФ и Украины. Также властям Приднестровья было гарантировано участие во внешней политике Республики Молдова по всем затрагивающим их интересы вопросам, а также право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях.
Несмотря на то что конфликт был заморожен, а не разрешён окончательно, эксперты положительно оценили факт конструктивного взаимодействия между молдавскими и приднестровскими властями. При этом в их оценках особое место занимали биография и личные связи молдавского президента, многие годы проработавшего в Москве.
В октябре 1997 г. поддержал ратификацию депутатами молдавского парламента Базового российско-молдавского договора, подготовленного министерствами иностранных дел Республики Молдова и России. При этом в договоре не затрагивались интересы русскоязычного населения и условия дальнейшего пребывания российского миротворческого контингента в Приднестровье, что вызвало бурное обсуждение среди депутатов Молдавии и Приднестровья. С резкой критикой документа выступил председатель фракции «Социалистическое единство» В. Б. Сеник, назвавший проект договора «капитулянтским» со стороны России.
В апреле 1999 г. принял участие в юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне, а в августе 1999 г. провёл совместные американо-молдавские учения «Голубой щит – 99» в рамках программы НАТО «Партнёрство ради мира».
Деятельность с 2001 г.
С 2001 г. президент Фонда стратегических исследований и развития международных отношений Lucinschi.
С 2018 г. живёт в Румынии.
В 2019 г. допрошен антикоррупционной прокуратурой Молдавии по делу о краже 1 млрд евро из банковской системы страны, в его доме был проведён обыск. Ранее по тому же делу к следствию привлекался его сын – К. П. Лучинский.
В мемуарах «Заложники» критически охарактеризовал советских молдавских руководителей (И. И. Бодюла, С. К. Гроссу), положительно оценил реформаторскую деятельность М. С. Горбачёва: «А избрание Генеральным секретарём приветствовал. Не раз переживал, если у него что-нибудь не ладилось» (Лучинский. 1993. С. 54).
В книге «Молдова и молдаване» охарактеризовал Молдавию как территорию, лишённую традиций государственности, объясняя это тем, что «нас присоединили к России не как страну, а как часть страны, в нашем случае – Румынии. <…> …Всегда вырывали из единого целого, мы постоянно переходили из рук в руки» (Лучинский. 2007. С. 314).
Оценки
По оценке политолога Д. Е. Фурмана, Лучинский, опиравшийся на «старую, но "перестроившуюся" молдавскую номенклатуру – бывших работников ВЛКСМ и КГБ, очень далёкую от унионистского романтизма», выступил как противовес националистической политике М. И. Снегура (Фурман. 2007. С. 296). Характеризуя итоги президентского срока Лучинского, политолог В. Брутер заявил, что «именно во время президентства Лучинского бизнес стал влиять на политику, про Молдову перестали говорить, как про второе румынское государство, а круг принимающих решение стал очень напоминать то, что в России называлось "семьёй"» (Брутер В. Политические процессы в Молдове в 1988–2003 гг. // Международный институт гуманитарно-политических исследований).
Почётный гражданин Молдавии (2015).
Награждён советскими орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов (1980), молдавским орденом Республики (2005), Большим крестом французского ордена Почётного легиона (1998), греческим орденом Спасителя (1999).
Известен сын П. К. Лучинского – Кирилл Петрович Лучинский (род. 14.11.1970), спортсмен, предприниматель, спортивный функционер и политический деятель Республики Молдова. Профессионально занимался баскетболом. Президент Федерации баскетбола Молдовы (1999–2004), президент Национального олимпийского комитета Молдовы (2004–2008). Депутат парламента Республики Молдова от Либерально-демократической партии Молдовы (2009–2017). Председатель совета директоров компании AnaliticMedia-Grup (с 2011). В 2017–2018 гг. находился под следствием по обвинению в отмывании денег через офшоры и был приговорён к 5,5 годам тюремного заключения, однако смог добиться приостановления исполнения приговора до окончания апелляционного разбирательства. По состоянию на 2023 г. дело всё ещё находится на стадии рассмотрения судом. Оценивает отношения Республики Молдова с Россией как бесперспективные для молдавской стороны (Экс-депутат парламента Кирилл Лучинский: куда толкаете страну? // AVA.MD).