Восточный подход к управлению качеством
Восто́чный подхо́д к управле́нию ка́чеством, японская школа управления качеством (УК), сформировавшаяся под влиянием американской вскоре после окончания Второй мировой войны.
Одним из основателей Японского общества по контролю качества (The Japanese Society for Quality Control) и его президентом в 1974–1975 гг. был выдающийся учёный Исикава Каору (1915–1989), признававший статистическое управление качеством наиболее важным и считавший необходимым обучение методам УК всех категорий работающих. В этом он выглядел антиподом Ф. У. Тейлора, рассматривавшего рабочего в роли придатка к машине, слепо подчиняющегося приказам начальства.
С именем инженера и предпринимателя Оно Тайити (1912–1990) связано обоснование методов «Бережливого производства» (англ. Lean Production). Видный специалист по совершенствованию производственных процессов Сигэо Синго (1909–1990) предложил метод «Пока-ёке» (англ. Poka-Yoke), который основан на исключении самой возможности следующей операции, если на предыдущей что-то пошло не так. Сигэо Синго считал, что бездефектности можно достигнуть путём контроля за источниками появления несоответствий в сочетании с системой «Пока-ёке».
Знаменитый эксперт в области управленческого консультирования Имаи Масааки (1930–2023) создал концепцию непрерывного совершенствования (англ. Continuous Improvement), или «кайдзен» (производное от двух японских слов: kai – изменение и zen – хороший), что переводится как «изменение к лучшему». Это философия системы управления качеством, основанная на предположении, что человек никогда не должен быть удовлетворён и всегда должен стремиться работать лучше.
Для системы кайдзен характерен принцип «семи нулей»:
нулевое количество дефектов – абсолютное соответствие допускам;
нулевое время включения – постоянная готовность к работе;
нулевое перемещение грузов – исключение движения материалов, приводящее к росту затрат, но не ценности;
нулевое количество поломок;
нулевое время выполнения заказа – способность оперативно реагировать на изменения спроса;
исключение перепроизводства товаров;
нулевое отклонение от требуемого ритма производства – устранение несогласованных действий работников.
Неспособность реализовать указанные принципы приводит к производственным потерям. Позднее Оно Тайити добавил восьмую причину потерь: недостаточное использование квалификации, опыта и таланта сотрудников.
Сформировавшаяся к 1980-м гг. в Японии концепция качества определяет четыре уровня, достижение которых на различных этапах развития компании является приоритетной задачей.
Первый уровень, или «соответствие стандарту». Устанавливаются требования, разрабатываются стандарты и методы контроля. При этом не учитываются требования потребителя.
Второй уровень, или «соответствие применению». Качество продукции должно быть таким, чтобы она пользовалась спросом на рынке – удовлетворяла требованиям потребителя. Но при этом более высокое качество приводит к более высоким затратам и повышению цены на продукцию.
Третий уровень, или «соответствие требованиям потребителя или стоимости», означает высокое качество при низкой цене. Единственным путём достижения этого уровня является бездефектное производство, постоянное стремление к повышению качества со стороны всех сотрудников.
Четвертый уровень, или «соответствие скрытым (неочевидным или латентным) потребностям».
При выполнении требований первых трёх уровней качества преимущество на рынке имеет продукция, учитывающая скрытые потребности. Потребитель не всегда может сформулировать свои требования, но, когда ему предлагается нечто оригинальное, он уверен, что именно это соответствует его желаниям.
Различают три подхода к УК: американский – «Хорошая идея, давай сделаем так»; европейский – «Попытайся превратить всё в прекрасную систему, пойми её суть и только потом внедряй новую концепцию»; японский – «Подумай об этой идее и, прежде чем принять её, оцени альтернативу!". В США и Западной Европе УК – это культура организации производства; администрация предприятий руководствовалась принципом «прибыль – прежде всего». В Японии и некоторых странах Юго-Восточной Азии УК – это философия руководства, компании следовали принципу «качество – прежде всего».