Комитет Сибирской железной дороги
Комите́т Сиби́рской желе́зной доро́ги (КСЖД), центральное государственное учреждение в Российской империи в 1892–1905 гг., осуществлявшее общее руководство строительством Транссибирской магистрали и различными мероприятиями по развитию прилежащих к ней территорий. Создан по инициативе министра финансов С. Ю. Витте для преодоления ведомственной разобщённости. Его создание утверждено 10(22) декабря 1892 г. журналом Особого совещания о постройке Сибирской железной дороги. Первое заседание КСЖД состоялось 10(22) февраля 1893 г. в зале Комитета министров в Мариинском дворце. 24 февраля (8 марта) 1893 г. император Александр III подписал Положение о КСЖД. Председателем КСЖД был назначен наследник престола великий князь Николай Александрович (с 1894 император Николай II). Членами комитета по должности являлись председатель Комитета министров (вице-председатель Комитета Сибирской железной дороги), министры финансов, внутренних дел, земледелия и государственных имуществ, путей сообщения, военный, а также управляющий Морским министерством и государственный контролёр. В случае невозможности присутствия того или иного министра на заседании КСЖД его мог замещать его товарищ (заместитель). Управляющий делами – А. Н. Куломзин, одновременно возглавлявший с марта 1893 г. «Подготовительную комиссию при КСЖД».
Проводившиеся КСЖД мероприятия, официально именовавшиеся как «вспомогательные предприятия Сибирской железной дороги», охватили всю территорию Сибири и Дальнего Востока – западную часть Северного морского пути (до устья Енисея) и часть Арктики, Камчатку, побережье Охотского моря и Шантарские о-ва, Алтай, Саяны, южные части «киргизской степи» (Казахстана) и др.
При обсуждении законопроектов, подлежавших представлению через общее собрание Государственного совета, применялся порядок созыва Соединённых присутствий из членов КСЖД и соответствующих департаментов Госсовета (Законов и Государственной экономии). Для решения других вопросов, рассмотрение которых не входило в полномочия КСЖД, испрашивались отдельные указания императора. Решения КСЖД приводились в исполнение центральными ведомствами на средства из особого бюджета комитета (фонда вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги).
Организовал масштабное научное изучение Сибири (в частности, геологические, геодезические, гидрографические экспедиции), а также издание литературы о ней, популяризацию грандиозного проекта строительства Транссибирской магистрали и Сибири в целом для привлечения туда переселенцев и капиталов. Проводил масштабные «хозяйственно-статистические» работы, направленные на изучение условий землепользования крестьянского и «инородческого» населения, исследования таёжных пространств, сибирской золотопромышленности и др. Способствовал упорядочению переселенчества, облегчению условий переселения в Сибирь жителей европейской части России, оказывал помощь уже водворённым переселенцам. В комитете обсуждались внешнеполитические вопросы, связанные со строительством магистрали, в том числе международные аспекты сооружения Китайско-Восточной железной дороги.
За период активной деятельности КСЖД с февраля 1893 г. по декабрь 1903 г. состоялось 42 заседания комитета и были приняты решения по 727 делам. Большинство заседаний (31) прошли в форме соединённых присутствий с департаментом Государственной экономии Государственного совета. Николай II и Витте принимали участие в наибольшем числе заседаний (по 41), Куломзин – в 40. Последнее заседание КСЖД состоялось 17(30) декабря 1903 г., после чего он фактически прекратил свою деятельность.
Упразднён указом императора Николая II, данным Сенату 15(28) декабря 1905 г., в связи с завершением основных работ по строительству Транссибирской магистрали.