Сибирь и Россия
Сибирь и Россия. Одним из вызовов для системы управления Российской империи выступала проблема противопоставления европейской и азиатской частей страны. Во многом её появлению способствовала вестернизаторская политика царя Петра I и соответствовавшее её логике стремление иметь в провозглашённой империи свою европейскую метрополию и азиатскую периферию. В имперских документах сибирское пространство зачастую обозначалось как «азиатские окраины». В разное время зауральские территории фигурировали как «Татария», «Северная Азия», «Азиатская Россия» и т. п. «Колониальный вопрос» подпитывал сепаратистские настроения в Сибири, выразившиеся в движении областничества (опубликованная в 1882 работа видного областника Н. М. Ядринцева называлась «Сибирь как колония»). Проблема противопоставления Сибири европейской части России на протяжении 19 в. остро ощущалась властями, которые предпринимали некоторые шаги, направленные на её преодоление. В середине 19 в. западносибирский генерал-губернатор Г. Х. Гасфорт предписывал давать новым сибирским населённым пунктам названия, связанные с именами членов императорской семьи. Эту же идею во время поездки в 1896 г. по Сибири развивал управляющий делами Комитета Сибирской железной дороги А. Н. Куломзин, который считал необходимым «всеми доступными средствами способствовать скреплению этой окраины с родною колыбелью» (Куломзин А. Н. Пережитое // Российский государственный исторический архив. Ф. 1642. Оп. 1. Д. 202. Л. 19). В конце 19 в. иркутский генерал-губернатор А. Д. Горемыкин выискивал и вычёркивал в газетных статьях формулировку «Сибирь и Россия», заменяя её на «Сибирь и Европейская Россия», а также требовал заменять понятие «сибиряки» на «уроженцы Сибири» (Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX – начала XX веков. Омск, 2004. С. 61). О Сибири и её месте в составе империи масштабно заговорили во время празднования 300-летия её присоединения, которое отмечали в 1881–1882 гг. (Шиловский М. В. Празднование «сибирского дня» в дореволюционный период // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 2. С. 12–15). Для сибирских областников юбилейные торжества послужили поводом для широкой кампании в публицистических изданиях с целью привлечь внимание российского правительства и общества к нуждам Сибири, обосновать острую необходимость проведения реформ. Поворотным моментом в судьбе региона стало строительство Транссибирской магистрали, ставшее грандиозным национальным проектом. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже основными российскими объектами показа стали Сибирь и Транссибирская магистраль. Примечательно, что российская сторона настояла на том, чтобы у Российской империи не было отдельного колониального павильона, тем самым подчеркнув единство страны, связанной стальным «Великим Сибирским путём».