Открытие памятника императору Александру III в Иркутске
Открытие памятника императору Александру III в Иркутске. В 1900 г. иркутский генерал-губернатор А. И. Пантелеев обратился к императору Николаю II за «высочайшим соизволением» на открытие сбора средств для изготовления и установки памятника императору Александру III в благодарность за принятое им решение о строительстве Великого Сибирского пути. Инициатива была поддержана: в январе 1901 г. начал свою работу комитет по сбору средств, а в 1902 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника. 17 февраля (2 марта) 1902 г. проекты были представлены комиссии под председательством вице-президента Академии художеств графа И. И. Толстого, осмотрены Николаем II, его супругой и другими членами императорской фамилии; одобрение получил проект скульптора Р. Р. Баха.
Памятник был открыт в Иркутске 30 августа (12 сентября) 1908 г. Александр III был представлен в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги. В левой руке император держал папаху с кокардой и наградной лентой, правая же рука была согнута в локте, а кисть сжата в кулак. На трёх сторонах пьедестала располагались бронзовые портреты выдающихся исторических деятелей, которые внесли заметный вклад в освоение и развитие Сибири (Ермака Тимофеевича, сибирского генерал-губернатора М. М. Сперанского, восточно-сибирского генерал-губернатора графа Н. Н. Муравьёва-Амурского), а на четвёртой – герб Российской империи – двуглавый орёл, держащий в когтях свиток с текстом императорского рескрипта от 14(26) января 1893 г. о назначении цесаревича Николая Александровича председателем Комитета Сибирской железной дороги.
Изначально планировалось установить 3 памятника: в столице, Санкт-Петербурге, в конце магистрали, во Владивостоке и в центре Сибири, в Иркутске. Однако реализован был только иркутский вариант. Как символ «старой власти» памятник был снесён в 1920 г. на основании декрета СНК РСФСР от 12 апреля 1918 г. «О памятниках республики». Восстановлен в 2003 г. (неоднократно подвергался вандализму и реставрации).