«Годзилла» (фильм, 1954)
«Годзи́лла» (ゴジラ), японский фильм о нападении на Токио гигантского ящероподобного монстра, снятый Хондой Исиро (1911–1993) и вышедший в 1954 г. Успех оригинальной ленты в Японии и его переработанной версии в американском прокате под названием «Годзилла, король монстров» («Godzilla, the King of Monsters», 1956) способствовали появлению франшизы и формированию одноимённого поджанра фильмов о фантастических монстрах, известных как кайдзю (怪獣).
Имя монстра Годзилла (ゴジラ) происходит от двух самостоятельных лексем японского языка: горилла (ゴリラ) и кит (クジラ). Слово появилось в режиссёрских заметках к оригинальному сценарию и является вернакулярным термином из вымышленного островного наречия (Ryfle. 2017. Р. 88).
Премьера картины «Годзилла» состоялась 27 октября 1954 г. в Нагое, а 3 ноября 1954 г. фильм вышел в прокат по всей Японии после активной рекламной кампании, проведённой студией Toho. По сюжету, неподалёку от вымышленного тихоокеанского о. Ода (предположительно часть о-вов Идзу) массово гибнут рыболовные суда, выжившие матросы рассказывают о нападении на них животного, напоминающего гигантскую ящерицу. Жители одной их прибрежных деревень рассказывают предание о появившемся из морской пучины монстре, которому в древности приносили в жертву девственниц.
Правительство обращается к известному учёному-палеонтологу Яманэ Кёхэю, роль которого исполнил звезда фильмов Куросавы Акиры Симура Такаси (志村 喬, 1905–1982). По утверждению Яманэ Кёхэя, Годзилла пробуждается от проводимых правительством экспериментов с водородной бомбой и практически неуязвим. Попытки японской армии самообороны остановить его при помощи конвенционального оружия и электрической стены проваливаются: монстр разрушает центральную часть Токио, используя «атомное дыхание», последствия которого напоминают эффект, произведённый ядерным взрывом. Годзиллу удаётся уничтожить, использовав изобретение учёного Сэридзавы: новое сверхоружие, известное как «разрушитель кислорода», разработкой которого он занимался во время войны предположительно в сотрудничестве с немцами. В ходе миссии Сэридзава совершает самоубийство, унося с собой секрет сверхоружия, однако Яманэ предупреждает, что монстры будут появляться снова и снова.
Фильм стал одним из самых успешных проектов года, заняв 8-е место в японском прокате, хотя изначально считался рискованным проектом как для студии, так и для дальнейшей карьеры участников съёмок (Ryfle. 2017. Р. 83). Продано 9,6 млн билетов, что убедило руководство студии в перспективности фильмов со спецэффектами, или, в японской терминологии, «токусацу» (特撮). Важную роль в успехе фильма сыграл режиссёр спецэффектов Цубурая Эйдзи (円谷英二, 1901–1970), создавший оригинальный костюм Годзиллы, движения которого выполнялись каскадёром. По воспоминаниям участников съёмок, Цубурая Эйдзи и его команда обладали значительной степенью независимости в сценах с участием Годзиллы (Ryfle. 2017. Р. 87). Отмечается также вклад композитора и звукорежиссёра Ифукубэ Акиры (伊福部昭, 1914–2006), создавшего музыку для картины и знаменитый рёв Годзиллы. Анализируя ставшую классической оригинальную тему фильма, историки указывают на влияние вагнеровских мотивов и произведений советских композиторов, в особенности киноработ С. С. Прокофьева (Ryfle. 2017. Р. 95).
Источником вдохновения картины были американские фильмы о гигантских монстрах, такие как «Кинг-Конг» («King-Kong», 1933, режиссёры Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шёдсак) или вышедшая на экраны в 1953 г. картина «Чудовище с глубины 20 000 морских саженей» («The Beast from 20,000 Fathoms», 1953, режиссёр Эжен Лурье). Однако при видимой схожести фабулы – атаке ожившего благодаря радиации динозавра на мегаполис – «Годзилла» содержит принципиально иной посыл, подчёркивая ответственность людей за последствия научных экспериментов по созданию сверхоружия. Сцены разрушения Токио вызвали ассоциации одновременно с бомбардировкой Токио зажигательными снарядами, предпринятой американской авиацией в 1945 г. и взрывами атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, на что указывает изображение жертв «атомного дыхания» (In Godzilla's footsteps ... 2006. Р. 28).
После выхода оригинальной картины японские критики отмечали мрачную атмосферу, которая, по их мнению, плохо сочеталась с развлекательным жанром фильма. В целом критики оценивали ленту как «гротескную безвкусицу» (Ryfle. 1998. Р. 37). В дальнейшем произошла переоценка фильма и в 1984 г. ведущий журнал «Кинэма Дзюмпо» поместил ленту «Годзилла» в число 20 лучших японских фильмов (Ryfle. 1998. Р. 38). Ныне картина считается культовой классикой и входит во многие списки культового кино (Mathijs. 2011. P. 103–104).
Образ Годзиллы постепенно стал одним из самых узнаваемых в японском жанровом кино и массовой культуре, во многом способствовав его открытию для западной аудитории (In Godzilla's footsteps ... 2006. P. 2). В 2015 г. Годзиллу официально объявили туристическим послом и почётным жителем района Токио Синдзюку. Это было сделано для привлечения туристов. Влияние Годзиллы отмечается в глобальном масштабе как проявление тенденции к «японизации» детской и подростковой массовой культуры (The Japanification of children's popular culture ... 2008. Р. vii).