Скотизм
Скоти́зм, направление в католической философско-богословской мысли, возникшее в результате развития идей Иоанна Дунса Скота. После ранней смерти Дунса Скота некоторые из его идей попытались самостоятельно развивать его непосредственные ученики Уильям из Алнвика (около 1275–1333), Антоний Андреас (около 1280–1320), Иоанн из Бассоля (ум. в 1347), Франциск из Мерона (до 1288 – 1328) и др. В этот период скотизм представлял собой условное объединение мыслителей (как правило, францисканцев), разделявших такие важные принципы, восходящие к Дунсу Скоту, как, например, доказательство существования Бога, опирающееся на идею бесконечного сущего, учение о formalitates («малых формах») и о «формальном различии», об «этовости» как принципе индивидуации, о воле Бога как предельной причине истинности контингентных высказываний, а также доктрина о непорочном зачатии Девы Марии. Термины «скотисты» (лат. scotistae) и «путь Скота» (лат. via Scoti) стали употреблять приблизительно с 15 в.; тогда же оппоненты скотизма (например, Ж. Жерсон) стали называть его последователей «формализаторами» (formalizantes). Постепенно Дунс Скот стал восприниматься как официальный учитель францисканского ордена, с начала 16 в. капитулы рекомендуют изучать его труды, в рамках ордена ведётся активная работа по публикации его сочинений, их комментированию и т. д. Возникает философско-богословская школа скотизма в собственном смысле, ставшая весьма влиятельной уже к 1-й половине 17 в. В этот период представители скотизма занимают лидирующие позиции в университетах Парижа, Рима, Коимбры, Саламанки, Павии и др. В 1639 г. Лука Уоддинг и его коллеги (преимущественно ирландские францисканцы) издают полное собрание сочинений Дунса Скота с обширными комментариями Джона Понса (вероятно, 1603–1661), Гуго Мак-Коуэлла (ум. в 1626) и Антония Хики (1586–1641). В это же время публикуют свои работы Бартоломео Мастри (1602–1673) и Бонавентура Беллути (1600–1676), издавшие в том числе «Общий курс философии в соответствии с мыслью Дунса Скота» (1678).
Начиная с 18 в. скотизм приходит в упадок. Отдельные элементы скотизма сохраняются доныне в рамках богословской традиции францисканского ордена.