Оккамизм
Окками́зм, направление в схоластике 14–15 вв., сформировавшееся главным образом под влиянием методологии и философии У. Оккама. Другое название оккамизма – «новый путь» (via moderna) – подчёркивает его противоположность «старому пути» (via antiqua) высокой схоластики 13 в. Для оккамизма характерно критическое отношение к синтезу аристотелизма и христианского богословия – ключевому элементу схоластической мысли предшествующего периода, и в этом отношении он явился продолжением и развитием более ранней критической традиции, представленной творчеством старших современников Оккама, таких как Дуранд из Сен-Пурсена (около 1275–1334), Пётр Ауреоли (около 1280–1322) и др. Общим для большинства оккамистов были эмпиризм в теории познания, номинализм в онтологии (подразумевавший также критику традиционной метафизики) и скептическое отношение к применению рациональных методов в богословии (вплоть до полного их отрицания).
Как широкое интеллектуальное движение оккамизм возник в 1320–1330-х гг. в Оксфордском университете, где некоторое время преподавал сам Оккам. Его ученик Адам Вудхэм (около 1295–1358) после отъезда Оккама в Авиньон (1324) стал главным пропагандистом «нового пути» в Оксфорде. Другой влиятельный оккамист – Роберт Холкот (ум. 1349), – воспитанный в традиции томизма и прибывший в Оксфорд, видимо, уже после 1324 г., иногда расходился с Оккамом (например, в попытке сохранить аристотелианскую концепцию подобий (species) как средства познания, хотя и интерпретировал её в духе оккамизма). Известное влияние оккамизма испытал и такой представитель оксфордской школы, как Ф. Брадвардин, который не принимал, однако, учения Оккама полностью, а в отдельных его положениях видел даже скрытое пелагианство.
В конце 1330-х гг. сложилась парижская школа оккамизма. В числе первых её представителей были Жан из Миркура (около 1310 – после 1347), находившийся под сильным влиянием Холкотта, и Николай из Отрекура, который, доведя скептические тенденции оккамизма до логического завершения, обратил их против самого Оккама. Ж. Буридан использовал методологию оккамизма в физике, критически пересмотрев натурфилософию Аристотеля; его деятельность в этом направлении продолжили Николай Орем, Альберт Саксонский (около 1316 – 1390) и Марсилий Ингенский (1330/1340 – 1396).
Появление оккамистов в стенах Парижского университета вызвало беспокойство церковных властей, отдельные положения учения Оккама были официально осуждены уже в 1339 г., а в 1347 г. были запрещены и публично сожжены работы Николая из Отрекура. Однако, несмотря на запреты и осуждения, с конца 14 в. оккамизм стал одним из наиболее влиятельных интеллектуальных движений Европы вплоть до 16 в., получив признание в университетской среде Кёльна, Вены, Гейдельберга, Праги и др. Последним известным оккамистом был, вероятно, Габриэль Биль (около 1425 – 1495).