«Сумма теологии»
«Су́мма теоло́гии» (лат. Summa theologiae) (1265–1273, написана в Риме, Париже и Неаполе), главное произведение Фомы Аквинского. В этой книге Фома пытается систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для студентов-теологов.
«Сумма теологии» состоит из трёх частей (причём 2-я разделяется на две): pars prima, pars prima secundae, pars secunda secundae и pars tertia (согласно наиболее распространённой традиции цитирования, части обозначаются римскими цифрами – S. th. I, I–II, II–II, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь подразделяющиеся на главы-артикулы. В заглавие главы выносится спорный вопрос, затем следует несколько аргументов, дающих противоречащие ответы на него, далее решение вопроса и ответы на аргументы. Каждая глава тесно связана со всеми остальными общей системой аргументации и снабжена внутренними отсылками. «Сумма теологии» не была завершена Фомой в связи с пережитым им экстатическим видением, после которого он прекратил писать. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно (ныне Приверно), секретарём и другом Фомы на основании имеющихся материалов. Полная «Сумма теологии» содержит 38 трактатов, 612 вопросов, подразделённых на 3120 глав, в которых обсуждается около 10 тыс. аргументов.
«Сумма теологии» не является произведением, посвящённым узкой проблематике, а представляет собой свод, стремящийся к максимальному охвату как фундаментальных проблем высокого уровня обобщения, так и предельно конкретных вопросов и включающий в себя практически все основные части философии: онтологию, гносеологию, этику (единство которых обосновывается учением об «обращаемости» сущего, истинного и благого) и в имплицитном виде эстетику. Однако в «Сумме теологии» Фома не уделяет большого внимания логике и натурфилософии, в отличие от многих своих современников. Значительная часть «Суммы теологии» посвящена чисто теологическим темам, хотя и исследуемым при помощи философского аппарата [в особенности часть III, посвящённая воплощению, деяниям и страстям Христа (вопросы 1–59) и таинствам (60–90)].
В «Сумме теологии» Фома ведёт активный диалог с философскими концепциями, выработанными в различных исторических, национальных и конфессиональных обстоятельствах; наиболее часто он обращается к Аристотелю, Аврелию Августину, Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Боэцию, Иоанну Дамаскину, к арабским и иудейским мыслителям, что не умаляет значения Фомы как оригинального философа. Аристотеля Фома Аквинский называет в тексте просто Философом, Аверроэса – Комментатором, Петра Ломбардского – Магистром, апостола Павла – Апостолом.
Прежде всего Фома обосновывает необходимость теологии как науки со своими целью, предметом и методом исследования (1), трактуемой Фомой как наука о первопричине и предельной цели всего сущего (т. е. о Боге). Поэтому «Сумма теологии» начинается с исследования вопроса о существовании Бога, Его сущности и свойствах (2–43), а затем переходит к рассмотрению сотворённого мира (44–109). Из части I наиболее важными в философском отношении являются вопрос 2, в котором приводятся 5 доказательств существования Бога; учение о совпадении сущности и существования в Боге (3), понятие о Боге как о Сущем, составляющее ядро философии Фомы (13–14), о тождестве в Боге сущего, благого (5) и единого (11). Теория «сотворения из ничего» получила обоснование в вопросах 44–46; основы гносеологии заложены в учении об идеях (15) и в концепции истины как соответствия интеллекта и вещи (16–17); а основы этики – в теории зла как «лишенности» блага (48–49). Важное место отведено учению о человеке, как о существе, составленном из духовной и телесной субстанции (75), исследованию природы человеческой души и её сущностного единства с телом (76), исследованию взаимосвязи интеллектуальной и желающей способностей души, на основании которого Фома доказывает наличие у человека свободы воли (83) и вырабатывает теорию познания, описывающую движение от эмпирического восприятия единичных конкретных вещей к предельно абстрагированному познанию (84–89).
Самая обширная часть II, делящаяся на части I–II и II–II, содержит подробно разработанный трактат по антропологии и этике. Начинается часть I–II с формулирования предельной цели человека (1), состоящей в достижении наивысшего счастья, заключающегося в созерцании Бога (2–5), и именно способ достижения этой цели определяет ход анализа человеческих способностей и действий. Действие рассматривается как сложное единство произвольного и непроизвольного, интеллектуального и волевого, внутренних интенций и внешних обстоятельств, и каждый из этих моментов определяет наличие блага или зла в конкретном поступке (6–21). Обстоятельно проанализировав страсти души [любовь и ненависть, желание и отвращение, наслаждение и боль, надежду и отчаяние, отвагу и страх, гнев (22–48)], Фома переходит к определению устоявшихся наклонностей (хабитусов), добродетельных и греховных (49–89), и завершает часть трактатом о «естественном» и человеческом законах, основывающихся на вечном Божественном законе (90–95).
В части II–II Фома анализирует добродетели и способности человека и противоположные им греховные наклонности; исследование, в частности, таких феноменов, как надежда (17), отчаяние (20), радость (28), страх (125), великолепие (134), гнев (158), любопытство (167) и др. во многом предвещает интерес к человеческим экзистенциалам в более поздней философии; уделено также внимание необычным явлениям, таким как предвидение будущего (171–174), экстатические состояния (175) и др. В конце этой части Фома вновь обращается к утверждению преимущества созерцательного типа жизни над деятельным (179–182).
«Сумма теологии» быстро завоевала широкую популярность, и количество рукописных копий, изданий и переводов едва ли поддаётся учёту. Первая печатная публикация (часть secunda secundae) была выполнена Петером Шеффером, издателем из Майнца, в 1467 г., а первое полное издание осуществлено в Базеле, в 1485 г. Наиболее значительные издания (в рамках полного собрания), повлиявшие на последующие, – в собраниях «Piana» (Рим, 1570, по повелению Папы Пия V) и «Leonina» [Рим, с 1882, по повелению папы Льва XIII, с классическими комментариями Томазо де Вио (16 в.)].
Именно «Сумма теологии» оказала наиболее сильное влияние на развитие неотомизма (Э. Жильсон, Ж. Маритен) и на оформление католической теологии, хотя ряд исследователей нетомистов (прежде всего, представителей аналитической философии) считают более интересными в философском отношении другие работы Фомы, в частности многочисленные комментарии к трудам Аристотеля.