Тест юмористических фраз
Тест юмористи́ческих фраз (ТЮФ), психодиагностическая методика экспресс-диагностики мотивационной сферы личности, предназначенная для выявления напряжённых (неудовлетворённых) мотивов человека. В отличие от множества психодиагностических методик, которые выполнены как адаптация западных методик, в данном случае тестовый материал изначально является оригинальным, отражающим социальную действительность и речевую практику русскоязычной культуры. Первая версия методики разработана в 1982 г. сотрудниками МГУ имени М. В. Ломоносова А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой (Бабиной). Версия ТЮФ-82 позволяла диагностировать степень выраженности в индивидуальном сознании человека десяти мотивационных тем, выявленных авторами путём кластерного анализа результатов свободной сортировки афоризмов, опубликованных в юмористической русскоязычной прессе 1980-х гг. Позднее созданы разнообразные модификации этой методики, включая сокращённые бланковые и компьютеризированные версии ТЮФ. Психологами-практиками накоплен значительный опыт практического использования этой методики в качестве вспомогательного инструмента для диагностики мотивов человека.
Теоретико-методологический контекст
Методика ТЮФ по технике проведения базируется на известной методике свободной сортировки, предложенной американским психологом и психолингвистом Дж. Миллером (Miller. 1969), а по принципам интерпретации результатов сближается с классической проективной методикой Тематический апперцептивный тест (ТАТ) (Murray. 1938). Задачей испытуемого в исходной экспериментально-поисковой версии ТЮФ было расклассифицировать на столе карточки с юмористическими фразами на любое количество классов, объединив их в эти классы по любому принципу. В дальнейшем матрица частот попадания каждой пары фраз в один класс подвергалась кластерному анализу. Таким образом, в ходе разработки ТЮФ была реализована эксплораторная (поисковая) стратегия конструирования тестов «от данных к теории», характерная для эксплораторного факторного анализа, а также методология построения стандартизированных проективных методик, родственных таким известным психодиагностическим методикам как цветовой выбор (тест Люшера), тест фотопортретов (тест Сонди), семантический дифференциал и другим методикам, основанным на субъективном шкалировании значимых стимульных объектов. Все эти методики объединены одним психологическим механизмом: в ходе субъективного шкалирования испытуемый (тестируемый, респондент) в ходе вынесения оценок объектам (при их объединении в классы или противопоставлении) реализует т. н. смысловую проекцию – приписывает этим объектам личностные смыслы, связанные с особенностями собственной мотивационно-смысловой сферы.
Структура методики, способ проведения, версии
Первая версия ТЮФ-82 включала 80 коротких юмористических фраз (афоризмов); в неё вошли 40 тематически-однозначных фраз и 40 многозначных. Пример однозначной фразы на тему «Деньги»: «Счастье не в деньгах, а в их количестве». Пример многозначной фразы: «Дети – цветы жизни, не давай им, однако, распускаться» (одни испытуемые относят эту фразу к теме «Семейные неурядицы», а другие – к теме «Агрессия – Самозащита»). В варианте настольного проведения процедура классификации не предполагает никаких подсказок испытуемому, сколько надо создать классов и по каким тематическим основаниям. В большинстве компьютерных версий методики ТЮФ испытуемому на экране предъявляется вместе с каждой фразой список из 9 или 10 тем с задачей отнести фразу к одной из них. В сокращённой версии методики, созданной в 1994 г. в санкт-петербургском Институте практической психологии «Иматон» (автор модификации Е. В. Павленко), используются 44 карточки с фразами из 9 заданных тематических категорий (исключена категория «Социальные неурядицы») (Павленко. 2006). В 2002 г. в московском научно-инновационном центре «Гуманитарные технологии» разработана оценочная версия теста ТЮФО-140 (буква «о» означает, что это оценочная версия, в которой испытуемому предлагается оценить качество шутки), которая включала новый набор из 140 фраз (отражающий новую реальность России, в которой изменился общественно-экономический строй), и задача испытуемого формулировалась ещё проще: оценить по пятибалльной шкале, насколько данная шутка кажется остроумной и смешной (ТЮФ: тест … 2005).
Обработка и интерпретация результатов методики
Процедура обработки в исходной версии методики следующая: психологу-диагносту нужно выполнить вручную два шага:
Идентифицировать тематическую категорию для каждой группы фраз (кучки из карточек), созданной испытуемым (это достигается путём подсчёта однозначных фраз в каждой группе, принадлежащих к определённой теме по ключу).
Подсчитать количество фраз (карточек), вошедших в данную тематическую группу.
В соответствии с трёхуровневой классификацией мотивов и черт личности, предложенной В. В. Столиным (1983), авторы методики сгруппировали 10 исходных тематических категорий следующим образом (приводится по источнику Общая психодиагностика. 1987):
низшие мотивы, связанные с потребностями организма: Садизм, Секс, Пагубные пристрастия;
мотивы среднего уровня, связанные с функционированием человека как социального индивида: Мода, Деньги, Карьера, Семейные неурядицы;
высшие мотивы, связанные с уровнем личностных ценностей: Социальные неурядицы (ценность справедливости), Бездарность в искусстве (ценность красоты), Человеческая глупость (ценность познания).
Возможности для более глубокого анализа мотивационно-тематических конструктов появляются в случае построения матрицы смешения тем 10 на 10, которая позволяет увидеть, какие тематические конструкты оказываются в сознании испытуемого «сцепленными», как снижается сложность (дифференцированность) мотивационно-смысловой сферы личности. Подобные методы анализа сближают ТЮФ с методом репертуарных решёток.
В настоящее время ни старая версия ТЮФ-1982, ни относительно более новая версия ТЮФО-2002 не могут рассматриваться как надёжный и валидный инструмент, поэтому требуют применения с особой осторожностью и только в режиме индивидуального обследования.
Психометрические свойства методики
По надёжности данной группы методик опубликованы данные лишь для оценочной модификации ТЮФО-140. Ранговая корреляция тест-ретест на небольшой выборке в 45 испытуемых и интервалом времени от 2 до 4 недель оказалась значимо высокой (выше 0,3) для 4 факторных шкал из 6 (ТЮФ: тест … 2005). Более обширные данные опубликованы в отношении валидности методики ТЮФ-82. Средняя корреляция по разным тематическим категориям с методикой «Групповая оценка личности» (ГОЛ) оказалась равной 0,34, что в соответствии с современным «Российским стандартом тестирования персонала» следует считать средним уровнем эмпирической конструктной валидности (Российский стандарт тестирования персонала. 2015). Корреляция структуры профиля для трёх укрупнённых тематических категорий ТЮФ с методикой ТАТ оказалась на очень высоком уровне (0,85), но для незначительной по объёму выборки из 25 человек (Общая психодиагностика. 1987). Имеются обнадёживающие данные по отдельным тематическим категориям (факторным шкалам) для особых групп испытуемых. Например, на выборке из 24 больных с диагностированной депрессией обнаружены значимо более высокие значения по теме «Агрессия – Самозащита» (или Садизм). Для новой оценочной модификации ТЮФО-144 получена значимая корреляция по теме «Деньги» с методикой ГОЛ (значение выше 0,3). Но в целом следует подчеркнуть, что многие данные по проверке психометрических свойств методики ТЮФ к 2021 г. следует считать устаревшими и нуждающимися в новых проверках на базе обновления стимульного материала методики (юмористических фраз). Популярность методики ТЮФ обусловлена в определённой степени развлекательностью контента и явно превосходит уровень научно-экспериментального обоснования этой методики. Методике ТЮФ, например, посвящена отдельная статья в первом издании на русском языке словаря-справочника по психодиагностике (Бурлачук. 1989). Но в новые издания этого словаря методика ТЮФ-82 уже не вошла, так как её тестовый материал является ныне устаревшим и отражает культурно-социальную действительность другой эпохи – эпохи позднего социализма в СССР.
Контингент обследуемых, рекомендации и ограничения
Рекомендуемый контингент испытуемых по методике ТЮФ – взрослые люди обоего пола (от 18 лет), имеющие полное среднее образование. Сфера адекватного применения и релевантная психодиагностическая задача – диагностика диспропорций в структуре мотивации у пациентов в ходе общего медико-психологического (клинического) обследования (сдвиг в сторону примитивизации смыслов, т. е. в сторону потребностей организма), а также диагностика лёгких дисфункций в мотивационной регуляции деятельности у клиентов психологической консультации с запросом на психологическую помощь. Не рекомендуется применять методику на детях и юношах до 18 лет, а также в ситуациях массового группового тестирования, не дающих возможность проконтролировать достоверность индивидуальных результатов в ходе параллельного применения клинико-диагностической беседы и других индивидуализированных методов.