Психодиагностическая задача
Психодиагности́ческая зада́ча, особый вид познавательной (мыслительной) задачи. С точки зрения теории психологического диагноза психодиагностическая задача представляет собой «совокупность сведений о состоянии обследуемого [набор феноменологических и психологических данных] с указанием его желаемого состояния, принимаемого за норму, и постановки [психологического] диагноза в случае реального или предполагаемого отклонения состояния от нормального» (Ануфриев. 2000. С. 27).
Согласно классификации задач, принятой в психологии мышления (Тихомиров. 1969), психодиагностические задачи по цели мыслительной деятельности относятся к задачам на распознавание. По критерию достаточности информации, содержащейся в условиях и ходе психодиагностического поиска, они трансформируются из экстраполяционных в интраполяционные. По критерию информируемости решающего входят в разряд задач, где факторы заданы своими вероятностными характеристиками, т. к. одно и тоже психологическое явление, как правило, может быть вызвано различными причинами. По сложности причинно-следственных связей могут быть простыми (линейными) и сложными, имеющими многоуровневую иерархию нескольких одновременно действующих взаимосвязанных между собой причин.
Основу психодиагностической задачи составляет проблемная ситуация. Чаще всего она формулируется в виде запроса, который содержит черты определённого рассогласования между потребностями человека и средствами их удовлетворения, между реальным и желаемым состоянием. Проблемность психодиагностической задачи несёт в себе черты обеих реальностей (объективной и субъективной), в связи с чем изначальная формулировка проблемы содержит противоречие между субъективным переживанием ситуации и её объективными характеристиками. Проблемная психодиагностическая ситуация характеризуется когнитивной направленностью, структурной целостностью и функциональностью – способностью к развитию и изменению уровней функционирования. Наличие проблемы потенциально подразумевает вопрос, требующий проведения дополнительного обследования (изучения) и поиска решения, которого ещё не существует.
Проблемная ситуация только обнажает наличие противоречия и не является психодиагностической задачей. Например, когда имеет место запрос (жалоба) на неуспеваемость или недисциплинированность учащегося, психолог сталкивается с обозначением существующего рассогласования между требованиями учебного процесса и его успешностью, между поведенческими характеристиками и нормами (правилами), установленными в образовательном учреждении. Проблемная ситуация выступает пусковым механизмом, началом мыслительного процесса в цепочке процесса принятия психодиагностического решения. Она непосредственным образом связана с осмыслением существующего рассогласования (противоречия), сформулированного в запросе, логикой сбора недостающих данных и выявлением признаков, имеющих диагностическую ценность. В то же время сопутствующие принятию психодиагностического решения вопросы, в частности о релевантности выделяемых признаков в конкретной психодиагностической ситуации, их очерёдности и доказательности, выборе и дифференциации информации, используемой для принятия решения, формы и специфики принимаемого решения, формулировки вывода (диагноза) и т. д., определяются особенностями психодиагностического мышления, теоретической подготовкой (научной школой) и опытом специалиста.
Чтобы проблемная ситуация преобразовалась в психодиагностическую задачу, она должна быть дополнена условиями, передающими её своеобразие, и вопросом, на который требуется найти ответ. Специфика условий психодиагностической задачи состоит в том, что, отражая реальное отклонение диагностируемого объекта от нормы или его гипотетическую возможность, они не заданы эксплицитным образом (т. е. явно и в полном объёме) в самом начале решения задачи, они устанавливаются и формулируются психологом в ходе психодиагностического процесса (по мере решения задачи). В связи с этим психодиагностическая задача не является чисто логической задачей.
Другой особенностью условий является то, что психодиагностическая задача включает две составляющие – эмпирическую и априорную (Ануфриев. 2006). Первая представляет собой данные, полученные в процессе психодиагностического обследования и зафиксированные в психодиагностическом описании (заключении). Эмпирическая составляющая условий психодиагностической задачи может существенно изменяться в ходе диагностического поиска, пополняясь новыми сведениями и уточняясь по мере накопления психодиагностической информации. Вторую (априорную) составляющую условий психодиагностической задачи образуют сведения (знания), имеющиеся у специалиста до знакомства с проблемой и решения психодиагностической задачи. Её можно рассматривать в качестве теоретического конструкта или описания «типовых» проблемных ситуаций, которые каждый раз конкретизируются применительно к реальным случаям. В общем виде теоретические конструкты представляют собой практико-диагностические модели или общие схемы, в которых фиксируется лишь устойчивое, закономерное, общее, т. е. инвариантное содержание, естественно изменяющееся в процессе решения диагностической задачи в конкретной ситуации с учётом индивидуального своеобразия диагностируемого.
Процесс решения психодиагностической задачи представляет собой постепенное движение от проблемной ситуации (запроса) к конечной цели – постановке психологического диагноза через опору на априорную – константную по своей природе, и эмпирическую – изменяющуюся в ходе диагностического поиска, части. Этот путь является сложным нелинейным процессом восхождения с уровня общих закономерностей психики на уровень их ответственного узнавания в конкретном, неотобранном субъекте (Климов. 1983), в котором имеется этапность, последовательность и определённая внутренняя логика, скрытая от непосредственного наблюдения. Отражая реальное единичное событие, психодиагностическая задача предполагает, что при её решении из одних и тех же симптомов можно вывести различные следствия, установить разные причины одного и того же события (Костромина. 2007). Однако не все логически выводимые причины в действительности вызвали данное событие, а только какая-то часть из них. Поэтому на практике психолог устанавливает не только логически возможные, но и неочевидные, напрямую не связанные с проблемой причины. Зачастую психодиагностическая задача имеет не одно а несколько решений (комплекс причин). Кроме того, имеет место отсутствие взаимно однозначного соответствия между описываемыми признаками и психологическими факторами, которые их обусловили. Так, одно и тоже следствие (текущее состояние) может вызываться разными психологическими причинами, а одна и та же причина может вызывать различные следствия. Это характеризует психодиагностическую задачу как вероятностную модель, когда имеет место множественный и неопределённый диапазон причинно-следственных связей, а также возможность изменения хода диагностических рассуждений с учётом получаемой дополнительной диагностической информации.
Особую роль в этом процессе играют гипотезы (предположения), которые проверяются в ходе психодиагностического обследования. Они упорядочивают и направляют диагностический процесс, косвенно влияя на постановку психологического диагноза. В конкретной психодиагностической ситуации происходит расслоение имеющегося у специалиста априорного теоретического причинно-следственного конструкта. Весь вероятностный разброс (интервал) возможных причин (предположений) в соответствии с условиями оказывается переструктурированным в три основных диапазона: 1) вероятностный диапазон: наиболее вероятные причины, диапазон допустимых психологических причин при этих условиях нарушений; 2) индифферентный диапазон: малозначимые при данных условиях причины; 3) запретный диапазон: причины, которые при данных условиях вряд ли могут иметь место. Ограничивая зону поиска, специалист выдвигает наиболее соответствующие своему субъективному опыту и условиям психодиагностической задачи вероятные причины (по свойствам вероятностного диапазона) и отбрасывает те, которые не соответствуют им (по свойствам запретного диапазона). Таким образом, решение психодиагностической задачи можно представить как последовательность диагностических действий: локализация зоны поиска – проверка гипотез – подтверждение (по результатам обследования) – психологический диагноз (Костромина. 2007).