Театральная журналистика
Театра́льная журнали́стика, тематическая область культурной журналистики, связанная с анализом и оценкой спектаклей, перформансов и других театральных практик. Театральные журналисты освещают театральный процесс в специализированных изданиях (например, в журнале «Театр») или в отделах культуры деловых, общественно-политических или лайфстайл-изданий.
Театральная журналистика включает традиционные жанры: интервью, репортаж, заметку, но её сердцевина – критика, то есть анализ и оценка спектаклей, перформансов и других произведений исполнительских искусств. Основные критические жанры – это рецензия, портрет режиссёра или актёра, аналитический материал об итогах года, проблемный очерк о трендах театрального процесса.
Появление театральной журналистики связано, с одной стороны, с развитием СМИ, с другой – с формированием особой искусствоведческой дисциплины, театроведения. С театральными рецензиями и эссе на темы театра в периодике в разное время выступали не только журналисты, но и драматурги, режиссёры, философы, например Р. Барт или Б. Брехт. Среди наиболее известных театральных журналистов: Дж. Эгейт, М. Биллингтон, Ш. Морли, К. Тайнен, Л. Гарднер.
В Российской империи первыми театральными критиками были литераторы. Историк и писатель-сентименталист Н. М. Карамзин написал первую театральную рецензию. С публикациями о театре выступали П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, П. А. Плетнёв. Известными театральными критиками были Аполлон Григорьев, В. М. Дорошевич, А. Р. Кугель (Дмитревская. 2012). Со временем о театре стали регулярно писать в газетах, а в конце 19 в. появились специализированные журналы «Театрал», «Театр и искусство», «Артист», освещавшие становление нового русского театра, у основания которого был актёр, режиссёр и педагог К. С. Станиславский.
Советская театральная критика была связана не только с прессой, но и с академическим театроведением и театром как таковым. Так, театральных критиков с советских времён готовит один из главных театральных вузов Российский институт театрального искусства – ГИТИС. Как и вся советская культурная журналистика, театральная критика имела, с одной стороны, идеологизированный, с другой – беллетризированный характер, воспринималась как подвид литературы. Среди известных советских театральных журналистов можно назвать критика и очеркиста, режиссёра и теоретика театра П. А. Маркова, театрального и литературного критика И. И. Юзовского, театрального критика и драматурга А. П. Свободина, театрального критика и театроведа Р. Беньяш, учёного, педагога и театрального критика Ю. Рыбакова.
В 1990–2000-х гг. постсоветская театральная журналистика развивалась преимущественно в ежедневной и еженедельной прессе, в разделах «Культура» газет «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия» и др. Для этих изданий в разное время писали и пишут такие критики, как Р. П. Должанский, М. Ю. Давыдова, О. В. Федянина, П. А. Руднев, А. Л. Пронин, Г. С. Ситковский, А. В. Шендерова и др.
Из специализированных изданий наиболее известны журнал «Театр» (главный редактор М. Ю. Давыдова) и «Петербургский театральный журнал» (главный редактор М. Ю. Дмитревская). Среди лайфстайл-изданий о театре наиболее подробно писал журнал «Афиша», его театральным обозревателем была журналистка Е. Г. Ковальская.
В 2010-е гг. театральный процесс стали активно освещать интернет-площадки, такие как Colta.ru. Сайт с блогом как отдельный медийный продукт появился у журнала «Театр». К концу 2010-х гг. возникли новые издания, такие как «Театралий», появилась плеяда молодых критиков, для которых основной площадкой стали аккаунты в социальных сетях типа Facebook (принадлежит корпорации Meta, запрещённой на территории Российской Федерации) и мессенджерах, например в Telegram.
Идеологически почти все заметные российские критики выступают за современный, авангардный, экспериментальный, «режиссёрский» театр, обращая внимание на такие площадки, как Центр имени Вс. Мейерхольда, Гоголь-центр, Государственный театр наций, Большой драматический театр, Александринский театр. Благосклонному вниманию критиков во многом обязаны своим успехом звёзды современного театра М. В. Диденко, Ю. Н. Бутусов, К. С. Серебренников, Д. Е. Волкострелов, К. Ю. Богомолов, В. Э. Лисовский и др.
Прогрессивные театральные критики ориентируются на работы театроведов Х.-Т. Лемана «Постдраматический театр» (Леман. 2013) и Э. Фишер-Лихте «Эстетика перформативности» (Фишер-Лихте. 2015). Среди иностранных режиссёров ценятся К. Марталер, Р. Кастеллуччи, К. Люпа, Р. Лепаж, Я. Фабр, Р. Уилсон, Х. Гёббельс. В постдраматическом театре, который пропагандируют российские критики, важен уход от нарративности, психологизма; он призван подталкивать зрителя не к пассивному сопереживанию вымыслу, а к критической рефлексии (Давыдова. 2013).
Репертуарный «психологический» театр с декорациями, костюмами и миметическими психотехниками по системе Станиславского составляет 90 % предложений в сфере зрелищных искусств, тем не менее заметных критиков, пишущих о традиционном театре, не так много: одно из самых ярких имён здесь – К. А. Кокшенёва, самобытный автор православного направления.
Молодое поколение российских критиков часто называют театральными блогерами. Они выступают за «горизонтальный» театр, ориентированный не столько на художественное самовыражение сильных личностей, сколько на психотерапевтические, образовательные и рекреационные практики. К этому направлению близки такие театральные журналисты, как В. Вилисов, О. Тараканова, Е. Зайцев.
Анализируя историю российской театральной журналистики, М. Ю. Давыдова отмечает, что в советские годы (после короткого периода расцвета театральной мысли в 1920-е гг.) критика имела характер скорее беллетристического описания, чем анализа (Давыдова. 2013). Давыдова подчёркивает, что описания действий на сцене и декораций во многом дают нам представление о театре доцифровой и доплёночной эпох. Сегодня же камеры справляются с задачей фиксации происходящего, а новый сложный театр больше нуждается в интерпретации, чем в пересказе. Во многом поэтому журналы стараются включать театральный процесс в общий гуманитарный, философский, политический контекст, развивать в критике дискуссионное начало. Журналист О. Зинцов отмечает, что в театральной критике важна не столько оценка, сколько анализ, наличие авторской мысли: даже плохо написанную рецензию можно переписать, а вот «добавить в текст мысль» вряд ли удастся (Каримова. 2016).
В 2010-е гг. с ростом интереса к театру со стороны интеллектуальной публики – философов, поэтов, кинокритиков, социологов – театральная критика стала более изощрённой. В 2015 г. около 150 театральных критиков объединились в отраслевой союз – Ассоциацию театральных критиков. Организация занимает активную общественную позицию, регулярно выступает с заявлениями в поддержку коллег, столкнувшихся с трудностями.