Хамфри Дорис
Ха́мфри До́рис (Doris Humphrey) (17.10.1895, Ок-Парк, штат Иллинойс – 29.12.1958, Нью-Йорк), американская артистка балета, хореограф, педагог, теоретик танца.
Считается одним из основоположников танца модерн. Училась в школе Ф. У. Паркера (Чикаго), затем у Р. Сент-Денис и Т. Шоуна, с 1917 г. работала в их труппе «Денишоун», с которой в 1925–1926 гг. гастролировала по странам Азии.
На художественное мировоззрение Хамфри оказало влияние знакомство с искусством Востока, а также изучение многонационального фольклора США. В 1928 г. совместно с Ч. Вейдманом организовала школу и труппу в Нью-Йорке. С 1934 г. одновременно преподавала в Беннингтонской танцевальной школе, в 1955 г. основала в Джульярдской школе театр танца.
С 1946 г. с Х. Лимоном возглавляла его труппу. Ставила спектакли без музыкального сопровождения («Трагическая соната», 1923; «Этюд, посвящённый воде», 1928), на фольклорную музыку («Трясуны», 1930), а также на музыку У. Риггера (трилогия «Новый танец», «Театральный эпизод», «С моими красными огнями», 1935–1936, две первые части совместно с Вейдманом), А. Копленда («День на земле», 1947), Б. Бриттена («Развалины и видения», 1953) и др.
Создала теорию, согласно которой все телодвижения представляют собой различные фазы и вариации двух основных моментов – падения и вставания. Они имеют размах колебаний в границах между неподвижностью равновесия (вертикальное положение) и крайней степенью его нарушения, когда тело полностью находится во власти земного притяжения (горизонтальное положение). Исходя из этого, Хамфри разработала совместно с Вейдманом методику анализа композиционной, ритмической и пластико-динамической структуры танца. Изложила свою теорию в ряде книг.
Как педагог стремилась развивать артистическую индивидуальность так, чтобы каждый танцовщик пришёл к собственной форме танца.