Обобщённость действия
Обобщённость де́йствия, одно из свойств действия, которые оно приобретает по мере своего формирования; понятие теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина (Гальперин. 1957; 1959; 1960; 2002 и др.).
Согласно Гальперину, «обобщённость действия означает, что субъект умеет выделять существенные отношения действия из многообразия тех конкретных условий, в которых ему приходится действовать, в том числе из системы мешающих условий (помех)» (Гальперин. 2002. С. 178). Впервые понятие меры обобщённости встречается в работах Гальперина в 1954 г. (Гальперин. 1954). В ранних работах Гальперин писал об обобщении (Гальперин. 1957; 1960; 1965; 1966) или о мере обобщения (Гальперин. 1959) действия, при этом «обобщить действие» означало выделить из многообразных свойств объекта необходимые для выполнения данного конкретного действия (Гальперин. 1959). Впоследствии Гальперин в качестве одного из свойств (параметров, характеристик) действия указывал его обобщённость (Гальперин. 1985; 2002).
Обобщённость действия формируется в результате систематического изменения типов материала, на котором отрабатывается действие. Различаются три группы типов материала: общелогические, общепсихологические и специально-предметные (Гальперин. 1966; 2002).
Варьирование общелогических типов материала происходит за счет заданий:
с полным набором только необходимых условий;
недостатком некоторых из них;
наличием всех необходимых и добавлением избыточных, лишних условий;
недостатком необходимых условий при наличии избыточных.
Общепсихологические типы материала образуются разными соотношениями наглядных и понятийных признаков, которые могут совпадать или расходиться. Различают следующие группы психологических условий:
наглядные и понятийные характеристики совпадают;
наглядные и понятийные характеристики расходятся так, что в наглядном плане имеет место наличие признаков, а в понятийном – их отсутствие;
наглядные и понятийные характеристики расходятся так, что в наглядном плане признаки отсутствуют, а в понятийном – наличествуют.
Гальперин подчёркивал, что систематическое применение разных общелогических и общепсихологических типов материала приучает учащихся к предварительному тщательному анализу условий задачи и как результат – воспитывает у них дисциплинированное мышление.
Специально-предметные типы материала должны охватывать весь диапазон возможного применения действия, при этом имеет значение порядок предъявления: сначала действие отрабатывается на контрастных вариантах заданий, которые постепенно сменяются заданиями на близком и родственном материале.
Изначально мера обобщения, обобщённость рассматривались Гальпериным как первичное свойство действия (Гальперин. 1959; 1966), однако в более поздних работах обобщённость отнесена ко вторичным свойствам, а в качестве соответствующего первичного свойства выступает мера дифференцировки как «мера отделения существенных свойств от несущественных» (Гальперин. 2002. С. 180). Мера дифференцировки обеспечивает обобщение действия и его устойчивость к помехам.
В последние годы жизни Гальперин пересматривал понимание свойств действия, рассматривал обобщённость как одно из психологических его свойств, однако работы, в которых отражены эти взгляды, до настоящего времени не опубликованы (Степанова. 1998).