Форма действия (в концепции Гальперина)
Фо́рма де́йствия, одно из свойств (параметров) действия в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина (Гальперин. К вопросу о внутренней речи. 1957; Умственное действие как основа формирования мысли и образа. 1957; 1959; 1960; 1965; 1966; 1985; 2002). Представления о форме действия развивались по мере развития теории, обогащались результатами проведённых эмпирических исследований.
Форма действия относится к первичным свойствам действия. Гальперин выделяет следующие формы действия: материальная или материализованная, речевая и умственная. Эти разные формы действия, как отмечал Гальперин, находятся в определённой функциональной связи, которая вместе с тем есть их генетическая связь (Гальперин. 1959), т. е. полноценное действие более высокого уровня не может сложиться без опоры на предшествующие формы. Именно в силу этого формы действия Гальперин называет также уровнями его выполнения. Задача показать, как на основе материальной формы действия возникает его умственная форма, предполагает прослеживание изменений действия по уровням (там же), и «эти основные уровни являются как бы шлюзами, по которым мы поднимаем действие с материального уровня на речевой и дальше на умственный. Вот поэтому мы их называем уровнями» (Гальперин. 2002. С. 180).
В соответствии с уровнями выполнения действия получили название и этапы его формирования: «главную линию изменений составляет движение по уровням: от материального к громко-речевому, а от него к умственному» (Гальперин. 1965. С. 10), а сама шкала поэтапного формирования умственных действий «раскрывает внутренние, структурно-функциональные отношения различных форм действия» (Гальперин. 1965. С. 11).
Материальная (материализованная) форма действия предполагает, что действие выполняется на оригинальных предметах или их заместителях; её назначение состоит в воспроизведении действия в полном составе его операций в заданной последовательности. Именно материальная форма действия «создаёт особо благоприятные условия для правильной его организации на первом, ответственном этапе становления» (Гальперин. 1965. С. 8).
Речевая форма действия имеет несколько генетических ступеней: действие в громкоречевой форме, в форме внешней речи «про себя», в форме скрытой речи. Последняя форма действия есть его умственная форма, а речь представляет собой «единственное средство … переноса действия в умственный план» (Гальперин. 1960. С. 144).
Действие в форме громкой социализированной речи, осуществляющееся без опоры на предметы, записи, схемы, в процессе формирования действия занимает промежуточное положение между действием во внешней – материальной или материализованной – форме и действием во внешней речи «про себя» (Гальперин. К вопросу о внутренней речи. 1957; Умственное действие как основа формирования мысли и образа. 1957; 1959; 1965; 1985; 2002). При переходе действия в план громкой речи оно, оставаясь предметным по своему содержанию, впервые становится речевым по форме. Гальперин подчёркивал, что используемая здесь форма речи есть социализированная речь, когда учащийся сообщает обучающему его взрослому о выполняемом действии, т. е. это одновременно и действие в речевой форме, и сообщение о нём; «происходит скачок от предметного действия к мысли об этом действии» (Гальперин. 2002. С. 206), и действие впервые принимает форму мысли.
Действие в форме внешней речи «про себя» следует за действием в громкой речи, когда последнее становится правильным на всём диапазоне задач и может выполняться в ускоренном темпе. Переход к этой форме действия осуществляется постепенно: сначала учащийся выполняет действие в форме шёпотной речи (разновидность громкой речи), не пропуская ни одной операции. Далее действие выполняется в речи «про себя», но при наличии пооперационного контроля со стороны обучающего, когда учащийся называет только номер выполняемой «в уме» операции. На этапе действия во внешней речи «про себя» происходит «существенная смена функции речи: из средства главным образом сообщения (другому или самому себе) она становится средством главным образом мышления, средством последовательного преобразования исходного материала про себя, в уме» (Гальперин. Умственное действие. 1957. С. 63). Развёрнутая внешняя речь «про себя» есть первая форма собственно умственного действия (Гальперин. 1959).
Действие в форме скрытой речи – заключительный этап формирования умственного действия (Гальперин. К вопросу о внутренней речи. 1957; Умственное действие как основа формирования мысли и образа. 1957; 1959; 1965; 1985; 2002). На этапе выполнения действия «про себя» постепенно отпадает необходимость искусственного дробления действия на отдельные операции – учащийся получает задачу и даёт ответ, решение при этом осуществляется целиком в умственном плане. На этом этапе действие выполняется на всем диапазоне задач, оно достигает максимальной автоматизации, поскольку на предыдущих этапах при выполнении действия в материальной, громкоречевой форме и внешней речи «про себя» опиралось на одно и то же предметное содержание.
В ранних работах Гальперина действие в форме скрытой речи носило название «действие во внутренней речи» (Гальперин. 1965. С. 37), главными характеристиками которого выступали «два признака – автоматическое течение и уход за пределы сознания» (Гальперин. 1957б. С. 63), в сознании при этом остаётся лишь предметное содержание действия (Гальперин. К вопросу о внутренней речи. 1957; Умственное действие как основа формирования мысли и образа. 1957; 1959). Действие во внутренней речи есть заключительная форма умственного действия (Гальперин. К вопросу о внутренней речи. 1957; Умственное действие как основа формирования мысли и образа. 1957; 1959; 1960).
Для Гальперина феномен «скрытой речи» имел принципиальное значение для понимания того, что скрывается за «чистой мыслью». Экспериментальное исследование процесса формирования действия позволило проследить изменения, которые претерпевает предметное действие, и сделать вывод о том, «что “чистая мысль” есть не что иное, как субъективное явление скрытой и автоматизированной речи» (Гальперин. 1978. С. 95).
Гальперин сделал важный вывод о том, что речь участвует на всех этапах формирования умственного действия, но по-разному, и только его построение позволяет узнать, «из чего и каким путём оно на каждой ступени образуется и что на самом деле представляет собой в каждой новой своей форме» (Гальперин. К вопросу о внутренней речи. 1957. С. 59).
В ранних работах Гальперин выделял ещё одну форму действия, предшествующую материальной: «прослеживание чужого действия в поле восприятия» (Гальперин. 1966. С. 252). В последние годы жизни Гальперин различал следующие формы действия: внешнепредметная, чисто перцептивная (действие с предметами, когда они находятся перед глазами, но «без рук»), речевую и форму речи «про себя» (умственную).
Гальперин подчёркивал, что переход действия из материального плана в умственный составляет лишь одно из преобразований действия, и в этом процессе действие неизбежно меняется по другим параметрам.