Сознательность действия
Созна́тельность де́йствия, одно из вторичных свойств действия, которые оно приобретает по мере своего формирования; понятие теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина (Гальперин. 1959; 1960; 1965; 1966; 2002).
Гальперин определял сознательность действия как «возможность человека дать словесный отчёт о своём действии» (Гальперин. 2002. С. 178). Сознательность действия предполагает отношение к своим понятиям и действиям с точки зрения других людей, но не сводится к нему: Гальперин выделял также высшую сознательность как «отношение с точки зрения объективного положения и движения самих вещей» (Гальперин. 1966. С. 272). В переходе на позиции подобного опосредованного отношения к вещам Гальперин видел переворот в мышлении ребёнка.
Сознательность – вторичное свойство действия, которое образуется «в результате отработки действия по линии развёртывания, обобщения и перехода в план громкой речи» (Гальперин. 1960. С. 142). Именно социализированная громкая речь обеспечивает соблюдение требования понятности другому. В ходе формирования сознательности действия необходимо заботиться о том, чтобы учащийся говорил своими словами и как можно более разнообразно. И только «когда словесная форма всячески обыграна, можно переходить к некой стандартной формулировке, от которой человек сможет легко отойти. Таким образом обеспечивается сознательность действия» (Гальперин. 2002. С. 191).
Гальперин называл сознательность свойством величайшего значения (Гальперин. 1960).